Влияет ли вера на наши взаимоотношения?
При подобных обстоятельствах ярко и непосредственно проявляется интегрированный характер и настроение собравшихся, а главное — отношение людей к ближнему своему. Именно здесь можно получить ответ на существенный (во всяком случае, для меня) вопрос: как отражается вера в Бога, Бога милосердия и всепрощения, а также принадлежность к Церкви на наших с вами, уважаемый читатель, повседневных отношениях?
К сожалению, наблюдения свидетельствуют, что на основании поведения человека в обществе трудно догадаться, что он верующий и принадлежит к православной церкви. Это подтвердила также общая атмосфера на литургии, с которой я начала разговор. Там было много раздражения и невежливости, особенно со стороны тех, кто чаще всего бывает на богослужениях и хорошо знает правила поведения в храме. То есть со стороны наиболее активных членов церкви. Тихие, заискивающие слова извинения натыкались на злобное презрение, даже вражду. Когда становилось совсем тесно и люди невольно касались соседа, можно было даже услышать оскорбительные слова (во время литургии, между двумя крестными знамениями!). Если кто-то обращался к ближнему с тем или иным коротким вопросом (например, «где причащают?»), ответа, как правило, не получал. Большой, светлый праздник, роскошный летний день — а вокруг замкнутые, хмурые лица. Начинало казаться, что у многих верующих два лица — одно они показывают Богу (и духовенству), второе — людям, среди которых живут. Особенно же поражало то, что некоторые духовные лица вели себя почти так же. Один молоденький семинарист сказал — очень слышным театральным шепотом — старой хромой женщине, которая случайно ступила на ковер: «Куда прешь?!». А мне объяснил: «Они иначе не понимают!». Это еще одно подтверждение того, что люди церкви не имеют обязательной установки, как говорят психологи, на подчеркнутое внимание к любому мирянину, к каждому человеку. Независимо от того, принадлежит он к церкви или нет; знает ли, как вести себя на богослужении, или его этому еще никто не научил. И даже замечание можно делать кротко, с усмешкой, не обижая.
С подобным откровенно враждебным отношением встречаешься в храме довольно часто. И, не дай Бог, зайдет в церковь «иноверец»! Я это хорошо почувствовала на себе, ибо, несмотря на происхождение из рода лубенских казаков, — у меня восточное лицо «инородца», как когда-то выражались в империи. Поэтому не один раз слышала злобное шипение за спиной и даже негодующие вопросы во время богослужения.
Наиболее опасным является то, что подобную недоброжелательность чаще всего встречаешь именно в православном храме. Когда заходишь, скажем, в католический костел, то через некоторое время кто-то — мирянин или служитель — обязательно подойдет к тебе с приветствием, с улыбкой. Не искренне? Может быть, но неискренняя любезность мне, безусловно, более дорога, чем самая искренняя грубость. Тем более что вежливость, очевидно, придумана людьми не для проявления искренности, а для того, чтобы улучшить и облегчить общение. Ибо в человеческих отношениях форма чаще всего значит гораздо больше, чем содержание.
Вот и выходит, что 1010-ти лет оказалось для нас недостаточно, чтобы научиться «возлюбить ближнего своего». И прощать ему такие невинные грехи, как неправильное поведение в храме. Ведь в большинстве случаев он, ближний, просто «не ведает, что творит».
Выпуск газеты №:
№173, (1998)Section
Украина Incognita