Перейти к основному содержанию

Влияет ли вера на наши взаимоотношения?

11 сентября, 00:00
Недавно я присутствовала на большом и радостном богослужении — православные киевляне свидетельствовали, что уже 1010 лет исповедуют христианство. День был жаркий, а людей собралось много, и потому в собрании верующих было душно и тесно, хотя литургию служили под открытым небом. Как это всегда бывает в толпе, нашлось немало людей, которым очень нужно было куда-то переместиться — поставить свечку, подойти к исповеднику или пробраться к месту причастия. Многие просто не выдерживали палящих лучей солнца и искали более прохладное место. Мне, например, необходимо было пройти к импровизированному под кронами деревьев алтарю, чтобы не пропустить ни одного слова красноречивой проповеди предстоятеля (так можно получить очень ценную информацию для газеты). Поэтому во время богослужения движение в толпе не прекращалось, и часть людей так или иначе беспокоила, отвлекала других, хотя и невольно.

При подобных обстоятельствах ярко и непосредственно проявляется интегрированный характер и настроение собравшихся, а главное — отношение людей к ближнему своему. Именно здесь можно получить ответ на существенный (во всяком случае, для меня) вопрос: как отражается вера в Бога, Бога милосердия и всепрощения, а также принадлежность к Церкви на наших с вами, уважаемый читатель, повседневных отношениях?

К сожалению, наблюдения свидетельствуют, что на основании поведения человека в обществе трудно догадаться, что он верующий и принадлежит к православной церкви. Это подтвердила также общая атмосфера на литургии, с которой я начала разговор. Там было много раздражения и невежливости, особенно со стороны тех, кто чаще всего бывает на богослужениях и хорошо знает правила поведения в храме. То есть со стороны наиболее активных членов церкви. Тихие, заискивающие слова извинения натыкались на злобное презрение, даже вражду. Когда становилось совсем тесно и люди невольно касались соседа, можно было даже услышать оскорбительные слова (во время литургии, между двумя крестными знамениями!). Если кто-то обращался к ближнему с тем или иным коротким вопросом (например, «где причащают?»), ответа, как правило, не получал. Большой, светлый праздник, роскошный летний день — а вокруг замкнутые, хмурые лица. Начинало казаться, что у многих верующих два лица — одно они показывают Богу (и духовенству), второе — людям, среди которых живут. Особенно же поражало то, что некоторые духовные лица вели себя почти так же. Один молоденький семинарист сказал — очень слышным театральным шепотом — старой хромой женщине, которая случайно ступила на ковер: «Куда прешь?!». А мне объяснил: «Они иначе не понимают!». Это еще одно подтверждение того, что люди церкви не имеют обязательной установки, как говорят психологи, на подчеркнутое внимание к любому мирянину, к каждому человеку. Независимо от того, принадлежит он к церкви или нет; знает ли, как вести себя на богослужении, или его этому еще никто не научил. И даже замечание можно делать кротко, с усмешкой, не обижая.

С подобным откровенно враждебным отношением встречаешься в храме довольно часто. И, не дай Бог, зайдет в церковь «иноверец»! Я это хорошо почувствовала на себе, ибо, несмотря на происхождение из рода лубенских казаков, — у меня восточное лицо «инородца», как когда-то выражались в империи. Поэтому не один раз слышала злобное шипение за спиной и даже негодующие вопросы во время богослужения.

Наиболее опасным является то, что подобную недоброжелательность чаще всего встречаешь именно в православном храме. Когда заходишь, скажем, в католический костел, то через некоторое время кто-то — мирянин или служитель — обязательно подойдет к тебе с приветствием, с улыбкой. Не искренне? Может быть, но неискренняя любезность мне, безусловно, более дорога, чем самая искренняя грубость. Тем более что вежливость, очевидно, придумана людьми не для проявления искренности, а для того, чтобы улучшить и облегчить общение. Ибо в человеческих отношениях форма чаще всего значит гораздо больше, чем содержание.

Вот и выходит, что 1010-ти лет оказалось для нас недостаточно, чтобы научиться «возлюбить ближнего своего». И прощать ему такие невинные грехи, как неправильное поведение в храме. Ведь в большинстве случаев он, ближний, просто «не ведает, что творит».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать