Выдающийся архитектор и известный охотник
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20000526/492-8-2_0.jpg)
Дом на улице Банковой, 10 известен почти каждому киевлянину как «дом с химерами». Он давно уже стал местным памятником. Легенды сопровождают это здание почти со дня его сооружения. Самая распространенная из них — трогательный рассказ о любимой дочке архитектора, якобы погибшей в морских волнах, и потому безутешный отец решил построить этот великолепный дом, символизирующий подводное царство. Легенда жива многие годы. Связана она с именем известного архитектора Владислава Владиславовича Городецкого, сделавшего очень многое в деле формирования архитектурного облика Киева.
О детстве Городецкого известно мало. Он родился 21 мая 1863 года в селе Шолудьки на Подолье. Учился в Одессе. Именно здесь у будущего зодчего возникает интерес к архитектуре, поэтому он продолжает обучение в петербургской Академии искусств. Отсюда В.Городецкий вынес глубокие энциклопедические знания по различным стилям архитектуры, превосходные инженерные навыки. С таким веским багажом он приезжает в Киев, с которым связан ярчайший период творчества архитектора.
В конце прошлого века на фоне экономического подъема город охватил строительный бум. Старинная часть города приобретает знакомый нам всем вид. Большинство известных киевских домов сооружалось при участии уже популярного архитектора. В течение всего пяти лет молодой зодчий «делает» себе имя и становится зажиточным. По-настоящему имя Городецкого становится знаменитым после 1896 года, когда один из самых богатых людей Киева, зять сахарозаводчика Терещенко — Богдан Ханенко, потомок старинного казацкого рода, подарил городу чудесную коллекцию археологических находок. Было решено создать музей древностей. Его проектирование и строительство финансировали в первую очередь известные промышленники-меценаты. Музей должен был стать храмом искусств. Результаты конкурса не удовлетворяли вкусов дотошных киевлян. Решили пригласить Городецкого, чтобы он, так сказать, «прошелся» по готовому уже проекту рукой мастера.
Архитектор разрабатывает новый фасад здания. Шестиколонный дорический портик, фронтон — таким вот предстает музей-храм перед посетителями. Вдохновение и талант архитектора чувствует всякий видевший Музей украинского изобразительного искусства. Скульптурой музей украшал итальянец Элио Саля, живший в Киеве. Средств на строительство музея не хватило, поэтому их собирали по всем губерниям тогдашней Российской империи.
Владислав Городецкий творил в эпоху модерна. В формировании этого стиля большую роль сыграли как естественные формы, так и архитектурные стили различных эпох, в частности, средневековье. Готика привлекала новизной, динамичностью, яркими конструкциями. Готический стиль являлся необходимым условием, в частности, конкурсного проекта костела Святого Николая в Киеве. Городецкий был назначен руководителем строительства. И он полностью переделал предложенный проект. Скульптурные украшения величественного строения выполнил Элио Саля, постоянный коллега и соавтор В.Городецкого. На первый взгляд этот костел воспроизводит структуру готических соборов эпохи средневековья. Но, присматриваясь к трактовке деталей — новых строительных материалов, прежде всего железобетона и керамической плитки — ощущаешь веяние новых времен эпохи модернизма. Костел и поныне служит украшением нашего города.
В Киеве Городецкого знали и как художника-монументалиста. Он расписывал плафоны, рисовал фрески и изготавливал ювелирные украшения. Работал над эскизами к театральным представлениям. Известный архитектор увлекался также охотой. Свой дневник, посвященный охоте в Африке, Городецкий издает отдельной книгой, которую оформляет сам лично как художник. Он был действительным членом «Императорского общества правильной охоты».
Необходимо отметить, что и «дом с химерами» на Банковой улице оформлен внутри как своеобразная выставка охотничьих трофеев. Именно этому дому из всех сооружений киевского модерна принадлежит пальма первенства.
Архитектор сооружал его для себя, и поэтому свобода авторской фантазии нашла в нем свое самое непосредственное отражение. Монументальное здание выросло за очень короткий срок (в феврале 1901 года Городецкий приобрел участок на склоне оврага, где никому и в голову не приходило что-либо строить). В августе 1902-го дом уже практически был готов. Образы, навеянные охотничьими путешествиями, здесь сочетаются с элементами классики. Впрочем, постичь главную архитектурную идею этого великолепного сооружения сразу просто невозможно. Интересно, что «химеры», которых на фасадах дома довольно много, не уберегли хозяина от воров. В 1908 году газета «Киевлянин» сообщала: «24 августа, утром, в квартире домовладельца, архитектора Городецкого по Банковой улице, №10 обнаружена кража столового серебра и драгоценных вещей на сумму свыше 4000 рублей. Из столовой злоумышленники прошли в переднюю комнату, где вскрыли ящики от стола и перерыли в них бумаги; в кабинете подобранными ключами открыли письменный стол, из которого похитили до 10 штук разных золотых призовых жетонов». Призовые жетоны считались гордостью В.Городецкого, который был очень метким стрелком и завоевывал их на различных европейских соревнованиях.
Последние годы своей жизни славный зодчий провел вдали от Киева — в Иране, где проектировал и строил шахский дворец. Умер В. Городецкий в 1930 году.
Выпуск газеты №:
№92, (2000)Section
Украина Incognita