Перейти к основному содержанию

Ярмарка искусства

04 февраля, 00:00

В праздничные дни в Национальной филармонии Украины состоялся концерт «Рождественские вечера», где пел известный камерный хор «Киев». «Киев» и его художественного руководителя и дирижера Николая Гобдича представлять нет необходимости — они хорошо известны как дома, так и за границей (точнее было бы сказать наоборот: не только за границей, но и дома). Выступление этого коллектива — всегда событие для любителей безукоризненного хорового пения, старинной музыки и артистичного исполнения. И как только в городе появились афиши, люди поспешили в кассы.

Выяснилось, однако, что для киевских поклонников хора «Киев» предназначались только афиши, но не сам концерт. В кассы билеты не поступали, потому что концерт «был полностью закуплен» для избранных, которыми оказались финансовые спонсоры хора. Собственно, почему бы и нет? Ведь сегодня проблема денег — это вопрос «быть или не быть» для самых талантливых художественных коллективов. Знак вопроса, однако, остается — если это была чисто коммерческая акция, то зачем тогда концерт так широко рекламировался?

Слушателей, которым посчастливилось все-таки попасть на концерт, ожидал еще один не очень приятный сюрприз. Оказалось, что «Киев», особая привлекательность которого кроется в филигранном исполнении, в богатстве волшебных нюансов, выступал в дуэте с полным симфоническим оркестром. Камерному хору, понятно, не стоило и пытаться «перекричать» оркестр — все несравненные вокальные тонкости утонули в инструментальной буре. На концерте со мной были иностранцы. Услышав после этого громоподобного дуэта одну колядку, исполненную без оркестра, они, пораженные, спросили: «Если они так поют, то зачем им оркестр?» Действительно, зачем? Хору «Киев» надоело петь? Или, может, такой громкий и помпезный дуэт с оркестром заказали спонсоры?

Зал между тем не проявлял особого энтузиазма во время концерта, что объясняется довольно просто — публика, которая никогда не устает вызывать на «бис», часто слушает исполнителей стоя и дарит букетики, осталась за дверями филармонии. (Кстати, в партере и на балконе пустовало немало мест. Почему бы не отдать их желающим и даже бесплатно — ведь праздновали Рождество Христово? Для многих не очень сытых людей это важнее, чем благотворительные обеды.) Справедливости ради заметим, что с цветами на закрытом концерте было все в порядке — дорогие и одинаковые букеты дарили всем исполнителям одни и те же шикарные девушки в роскошных вечерних платьях.

С ностальгией вспоминаю одно выступление «Киева» в марте 1996 года — бесплатный концерт в соборе Св. Александра. Хор пел «Литургию Иоанна Златоуста» Петра Чайковского. Собор, тогда очень холодный, был переполнен, можно даже сказать — набит, как автобус в час пик. Удивляли два обстоятельства — абсолютная тишина во время исполнения и количество иностранцев в этой толпе. А что говорить о благодарных аплодисментах!

В антракте «Рождественских вечеров» в фойе появился назначенный в тот день новый министр культуры и был немедленно окружен новыми верноподданными. Захотелось сказать: «Присно и глубоко уважаемый Богдан Ступка! Что вы тут делаете? Ведь в это время вы должны быть на сцене когда-то великого театра Ивана Франко или на репетиции нового спектакля. Спектакля, который может стать давно нами ожидаемым сценическим шедевром. А после финальной сцены спектакля вас опять окружат зрители и, как когда-то, станут перед вами на колени, будут целовать вам руки, плакать. В чиновники же, хоть и высокие, пусть идут другие актеры или певцы, те, которым нечего делать на сцене (можно приложить длинный перечень подходящих кандидатур)».

В тот «Рождественский вечер» напиток в магическом кубке высокого искусства очень горчил.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать