Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

За свободу Украины и Беларуси

Штрихи к биографии Ивана Красковского — педагога и дипломата
03 ноября, 19:10
ИВАН КРАСКОВСКИЙ

Выдающийся деятель украинского и белорусского национально-освободительного движения Иван Красковский родился 24 июня 1880 года в селе Дубичи Церковные, в семье православного священника Игнатия Красковского (1850—1909 гг., его могила до сих пор находится у церкви в Дубичах). Тогда село относилось к Бельскому уезду Гродненской губернии, в состав которой вошли заселенные этнографически украинским народом Берестейщина и северная часть Подляшья. Род священников Красковских выступает в ХIХ и в начале ХХ в. как очень многочисленный. Как уже сказано, население окрестностей Дубичей Церковных, как и всей восточной части Бельского, а также Берестейского, Кобринского и граничащей с ними южной части Пружанского уездов в Гродненской губернии было по историческому происхождению, языку и обычаям — украинским. Но ни в ХIХ, ни в начале ХХ века не было на этой далекой периферии украинской этнической территории, вместе с Пинщиной механически присоединенной к белорусским и литовским губерниям так называемого Северо-Западного края Российской империи, организованной украинской жизни.

В этой ситуации не будет странным, что в украинском национально-культурном движении и борьбе за создание национального государства представители этой территории почти отсутствовали. Одним из немногочисленных исключений был именно Иван Красковский, у которого были также близкие связи с белорусским национальным движением.

Среднее образование получил он в Вильно, а с 1903 г. учился на историко- филологическом факультете Варшавского университета. В 1905 г. был арестован за участие в студенческой организации и отчислен из универстиета. Тогда переехал в Петербург, где получил университетское образование как историк-экономист, а в 1907—1914 гг. проживал в Вильно, где работал в двух гимназиях учителем истории и географии. Вильно тогда стало главным центром белорусского национального движения, которое начало быстро развиваться после революции 1905 г. В его организацию как член Белорусского учительского союза и различных образовательных обществ включился и Иван Красковский.

После начала Первой мировой войны Иван Красковский попал в Украину. Некоторую информацию, в частности, о тернопольском периоде его биографии, находим в воспоминаниях известного украинского историка и национального деятеля Дмитрия Дорошенко («Мої спомини про недавнє минуле (1914—1920)». Мюнхен 1969), который определяет Красковского как известного украинско-белорусского деятеля и педагога.

Первый раз упоминается здесь Иван Красковский в связи с избранием его в конце 1916 г. членом Комитета Юго-Западного фронта Всероссийского Союза городов. Комитет этот был внеправительственной организацией, задачей которого была помощь армии, прежде всего, медицинская, а впоследствии также и техническая. Вначале Комитетом, действующим на территории Украины, руководил россиянин-либерал князь С. Д. Урусов. Но осенью 1915 г. возглавил его украинец, барон Федор Штенгель, который пригласил в его состав ряд украинских деятелей, так, что в скором времени комитет превратился в сугубо украинскую организацию, которая начала проводить активную работу с населением оккупированных тогда российской армией территорий Галичины и Буковины. Подобную работу проводил на этой территории также Земский Союз и его член П. Линниченко, который будучи заведующим отделом помощи населению, пригласил И. Красковского руководить «школьным отделом». Одним из вопросов, которые пришлось решать организаторам, была проблема учебников, ведь старые, напечатанные в австрийские времена, хотя и были украиноязычными, не подходили по содержанию и духу для новых школ. В такой ситуации решено было использовать украинские учебники, изданные после 1906 года в Киеве, которые лежали на книжных складах, ведь в школах Российской империи науки на украинском языке не разрешались (учебники эти были свободны также от российского казенного духа).

В 1917 г. как Д. Дорошенко, так и И. Красковский находились в Киеве, где после февральской революции и создания в Петербурге Временного правительства начали организовываться институты украинской политической жизни. Одним из вопросов, которые нужно было решить по-новому, была организация управления оккупированными частями Галичины и Буковины. Красковскому и Линниченко, уполномоченному Земского Союза, удалось убедить министров Временного правительства в целесообразности назначения на пост краевого комиссара Галичины и Буковины именно Д. Дорошенко. Вследствие этого Временное правительство 22 апреля 1917 года отозвало князя Долгорукова и назначило на пост комиссара Д. Дорошенко.

Впоследствии, уже как краевой комиссар, Д. Дорошенко губернским комиссаром в Тернополе назначил И. Красковского, который прибыл в этот город, по-видимому, в мае. К сожалению, записи о деятельности Красковского в этой новой роли у Дорошенко очень скупые: «Вскоре после меня приехал Красковский и взял управление губернией в свои руки. Дела скоро вошли в свою колею. В губернской канцелярии он почти всех служащих оставил на месте. [...] Кое-где Красковский оставил на службе и должностных лиц старой полиции, как вот, например, в Станиславове, который находился на самой боевой линии и пребывал едва не целый год под страшным обстрелом вражеской артиллерии. Служба здесь была тяжелой и опасной. Тем временем Красковский убедился, что служащие очень хорошо, даже часто подвергаясь большой опасности, исполняли свои обязанности».

Организованная, прежде всего, украинцами новая администрация Галичины и Буковины просуществовала фактически от мая до июля 1917 года. В конце июля 1917 г., по инициативе тогдашнего премьер-министра Временного правительства князя Г. Львова, началось российское наступление в Галичине. После начального успеха оказалось, что деморализованная и разагитированная большевиками армия неспособна к организованному действию. Это не только свело на нет первые достижения, но и привело к погрому во взятом тогда Калуше. Вот, что писал Д. Дорошенко: «...деморализованные солдаты, упившись найденными в Калуше водками и всякими настойками, бросились грабить и разбивать магазины, частные и общественные дома, мучить людей, насиловать женщин. Но что было странно: погромщиками руководила чья- то опытная рука и указывала исключительно украинские общественные институты и частные дома для погрома; все польские дома остались целы. От погрома пострадали почти исключительно украинцы и жиды. Ужасные подробности калужского погрома рассказал мне д-р Иван Куровец, который бежал из Калуша в Черновцы. Позже следствием было установлено, что погромом действительно руководила кучка людей, которая давно организовала притон при армейских институтах, людей, которые принадлежали к компании Геровских и Будиловичей [галицкие москвофилы. — Ю.Г. ]. Губернский комиссар Галичины Красковский при первом известии о событиях в Калуше выехал туда, бросился разгонять громил, проявил чрезвычайную смелость и отвагу, но ничего сделать не мог, солдаты были пьяны, офицеры от них прятались, австрийцы ужасно бомбардировали город и вот-вот должны опять его захватить, что вскоре и произошло. Красковский едва успел выбраться из города под убойным огнем. Вскоре началось австрийское контрнаступление и российские войска также начали отступать с территории, которую занимали до июля 1917 г.»

Дальнейшая деятельность Красковского в Украине связана уже с организацией правительства Украинской Народной Республики, ведь в декабре 1917 г. он занял пост товарища Генерального секретаря внутренних дел. В 1918 г., когда к власти пришел гетман Павел Скоропадский, Красковский был членом совета Министерства иностранных дел (министром был тогда Д. Дорошенко), а после реституции УНР стал товарищем министра иностранных дел, впоследствии главой дипломатической миссии УНР на Кавказе, где проводил переговоры с правительством Кубани и кавказскими горцами, которые стремились объединиться с Украиной.

После упадка украинской государственности Иван Красковский в 1921— 1924 годах проживал в Вильно, а впоследствии в Литве и Латвии, где активно включился в работу действующих там белорусских организаций. В 1925 году выехал в Советский Союз и поселился в столице Белорусской ССР Минске, где работал в Госплане БССР и как доцент истории в Белорусском государственном университете, откуда был переведен в Госплан СССР в Москве — в 1930 г. В конце этого же года был арестован в связи с процессом белорусских национал-демократов и после суда сослан в Самару, где проживал в 1931—1941 годах и работал в Крайплане. В 1937 году был снова арестован и находился под арестом до 1940 года, когда был освобожден без суда. До 1949 года Иван Красковский работал учителем в Куйбышевской области. Впоследствии, после перехода на пенсию и смерти жены, в 1953 году удалось ему получить согласие на выезд в Братиславу, где тогда проживала его дочь Людмила. Здесь он и умер 23 августа 1955 года.

Жизнь и деятельность Ивана Красковского — важная составляющая истории украинской освободительной борьбы и белорусского национального пробуждения в начале прошлого века. Все же в его биографии еще очень много пробелов, заполнение которых требует многих поисков, в частности, в архивах. Некоторые материалы связаны с деятельностью на посту главы Украинской Дипломатической миссии на Кавказе, которые сейчас находятся в Центральном Государственном Архиве Исполнительных Органов Власти Украины в Киеве, розыскал и передал для публикации в журнале «Над Бугом i Нарвою» профессор Владимир Сергийчук. Надеемся, что и другие исследователи приложат свои усилия к изучению биографии Ивана Красковского. Надеюсь на это, исходя не только из регионального патриотизма, но и из убеждения, что был он фигурой нерядовой, достойной памяти в независимой Украине, в борьбе за которую не щадил своих сил.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать