Жил-был один Политик
В одной стране, богатой умными людьми, с самого ее образования не затихал спор о государственном строе. Все взрослое население страны разделилось на партии: одни выступали за демократию, другие были сторонниками плутократии, власти богатых, а третьи видели спасение в тирании сильной личности. Крупнейшей, однако, была партия тех, которым всегда не нравился существующий строй. Во времена тирании они выступали за демократию, а как только домогались народовластия, немедленно начинали тужить о плутократии. Тем временем неравенство между бедными и богатыми достигло наивысшего уровня, и государство оказалось в чрезвычайно опасной ситуации — даже ярым демократам начинало казаться, что без тирании не обойтись.
И вот случилось чудо — в стране отыскался Политик, которому доверяли все. Богатые уважали его как человека состоятельного, бедные — как человека честного, и все вместе ценили его выдающийся ум и рассудительность. Поэтому в один знаменательный день народ поручил Политику возглавить государство; немало было таких, которые на коленях просили его взять на себя всю полноту власти. Он, однако, ответил: «Тирания — это прекрасное место, но из него никому нет выхода». И твердо стоял на основах демократии, хотя многие сограждане, узнав о намерениях Политика построить общественную жизнь на законах, а не на сильной власти, смеялись над ним: «Этот человек мечтает удержать людей от преступлений и корыстолюбия писаными законами, ничем не отличающимися от паутины — когда в них попадают люди слабые и бедные, закон их удерживает, а сильные и богатые всегда вырвутся». На что Политик спокойно отвечал: «Законы должны быть так адаптированы к интересам граждан, чтобы все поняли — лучше поступать честно, а не нарушать их».
Несмотря на то, что Политик отказался от тирании, он не обнаружил особой мягкости или слабости во время своего правления, не делал уступок лицам важным и богатым, а в законодательной деятельности не пытался угодить тем, кто его избрал. Поэтому сограждане часто не понимали его, а некоторые новые законы считали странными и нелогичными. Один из таких законов, например, лишал гражданства страны тех, кто во время междоусобиц не примкнул к какой-либо партии. Ибо Политик считал, что «никто не имеет права стоять в стороне, ничем не рискуя, и ожидать, кто победит».
Многие законы в Кодексе Политика были направлены на то, чтобы воспитывать трудолюбие граждан, поощрять их заниматься ремеслами, торговлей. Паразитизм — это слово ввели в мировой лексикон люди той страны — считался серьезным преступлением. А один из законов даже утверждал, что «Сын не обязан содержать отца, если тот не обучил его, не приставил к какому-то полезному ремеслу». Одной из заслуг Политика считали также то, что он отменил уголовный кодекс, согласно которому любая вина каралась смертью. (Драконт, автор этих законов, объяснял, что наименьшая вина заслуживает смертного наказания, а для крупных преступлений он просто не нашел большего наказания.)
В отношении реформ правление Политика отмечала особая обстоятельность. Там, где дела шли более-менее хорошо, новая власть ничего не меняла. «Ибо когда в государстве перевернуть все и одновременно вверх дном, — говорил Политик, — потом невозможно будет поставить все на место и упорядочить».
Безусловно, наш эрудированный читатель уж давно понял, что речь идет об одном из Семи Мудрецов древнего мира — афинском политике Солоне, разработавшем почти 2600 лет назад (как мало меняется мир!) для своей отчизны законы демократического строя. Об этом рассказал другой выдающийся грек — историк Плутарх. Историк сообщает, что когда Солона впоследствии спрашивали, дал ли он народу самые лучшие законы, тот отвечал: «Да, наилучшие из тех, которые мой народ мог принять». Законы Солона стали примером для многих законодателей других стран, иных строев и других эпох.
Однажды Солона спросили, какое государство он считает наиболее упорядоченным? На что великий и благородный Политик ответил: «Государство, в котором необиженные граждане преследуют через суд и домогаются наказания обидчиков не меньше, чем сами обиженные».
Выпуск газеты №:
№26, (1999)Section
Украина Incognita