Тоталитаризм обещает нам не столько эпоху веры, сколько эпоху шизофрении.
Джордж Оруэлл, английский писатель и публицист

ЗМИЕВЫ ВАЛЫ

6 сентября, 2002 - 00:00


Давным-давно в незапамятные времена сошлись в смертельном поединке исполинский змий-людоед и русский богатырь. Долго они дрались или нет, об этом уже никто сегодня не знает. Известно только, что, победив Горыныча, запряг его витязь в богатырский плуг и погнал по чистому полю. Только одну борозду смог пропахать змей — надорвался, горемычный. Еще и сегодня мощным валом вздымается тот последний след, оставленный трехглавым чудовищем на земле Русской.

Так говорит народное сказание о происхождении одного из самых величественных валов системы древних оборонных линий, названных Змиевыми валами (на Подолье их еще называют Траяновыми). Расположен он к югу от небольшой речки Сиверки, а начинается вблизи села Круглик Киево-Святошинского района. Вырвавшись из леса на плато над долиной Сиверки, этот вал предстает перед путешественником во всем своем величии. Насыпанный, как считает часть исследователей, около V в. н.э., он и сегодня поражает и по праву является одним из чудес Киевской земли. Протянувшись с запада на восток более чем на 8 километров, укрепление кое-где достигает 9-метровой высоты. С южной его стороны прослеживается ров; в I тысячелетии он был глубоким и служил дополнительным препятствием для конницы кочевников. С тропинки, пролегающей по гребню вала, открываются далекие волнистые горизонты правого берега Днепра, просторы Левобережья. Перед селом Ходосовкой вал заканчивается.

А где начинается и где заканчивается вся система валов, никто этого и не знает. Трудно установить их происхождение. Согласно словарю УСЭ, их общая длина достигает 2000 км. Кое-где они вздымаются почти что в первозданном величии. А по большей части уже почти сведены на нет ходом времени и хозяйственной деятельностью человека.

Первые попытки изучения системы валов были предприняты украинским историком В. Антоновичем в 80-х годах ХIХ в. На карте 1912 г. было нанесено около 70 км валов, датировали их Х—ХI вв. На рубеже ХIХ—ХХ вв. значительный вклад в исследование древних оборонных линий Левобережья внесли В. Ляскоронский, который относил их к скифской эпохе, и Л. Падалка. Систематическое изучение древних валов проводилось только в Приднепровье в 60-х— 70 х годах прошлого столетиягруппой исследователей-энтузиастов, возглавляемой ученым А. Бугаем и в 70-х—80 х годах археологической экспедицией «Змиевы валы» Института археологии АН Украины, возглавляемой М. Кучерой. Исследовательской группой А. Бугая на Правобережье обнаружены и нанесены на карту семь оборонных линий длиной около 700 км, которые, смещаясь веками на юг, фиксировали новые границы оседлости народа, их сооружавшего. Длина одного из валов, пролегшего между Фастовом и Житомиром — 120 км. А установленное с помощью радиоуглеродного анализа остатков обожженных деревянных конструкций валов время их сооружения, потрясло — от II в. до н.э. до VII в. н.э. Результатом исследований экспедиции Института археологии, охватывавших Среднее Приднепровье, и, в частности, его левобережную часть, стал вывод, что валы построены преимущественно в древнерусскую эпоху, хотя часть из них при Киевской Руси могла реконструироваться. Свидетельством более древнего их происхождения является обнаруженный в Перекопском валу (Полтавская область) клад римских монет I—III вв. н.э. При сооружении валов из-за отсутствия или нехватки камня использовали менее долговечный материал — дерево, из которого строили срубы (клети) и заполняли их землей или глиной; или же вообще обходились без деревянных конструкций.

Бесспорно, только крепкое государственное объединение, которое просуществовало не одну сотню лет, могло проводить такие масштабные и длительные фортификационные работы. И, казалось бы, подобное объединение должно оставить по себе какой-то след в древнерусских письменных источниках. Но летописцы хранят по этому вопросу молчание. И только читая между строк их рукописи, можно догадываться, что недаром прошли мимо земли Древней Руси и болгары, и белые угры, захватив земли южных славян. И авары (летописные обры), угрожавшие даже Константинополю, среди восточных славян поработили только дулебов. Но в контексте вопроса: «Откуда есть пошла земля Русская» оборонные валы, пересекавшие земли славян, не могли не привлечь внимания древних историков. Однако из-за отсутствия соответствующей информации или (что не менее вероятно) выполняя заказ отдельных представителей правящей династии, имевшей варяжское происхождение, летописец обошел молчанием связанные с древними валами страницы истории. А сами валы только изредка упоминаются как ориентир (например, вал, пролегающий вдоль р. Стугны — между 1093 и 1151 годами) или как удобное для обороны место (валы вблизи Переяслава, между которыми в 1095 г. останавливалась половецкая орда во время переговоров их ханов Итларя и Китана с Владимиром Мономахом, а в 1149 г. — войска Юрия Долгорукого перед битвой с Изяславом).

Информацию об этом периоде истории восточных славян можно частично получить в зарубежных источниках. Первое упоминание о них появилось в труде римского историка Плиния Старшего (I в. н.э.). А в IV в. — начале VII в. в византийских (Прокопий) и немецких (Иордан) хрониках неоднократно упоминаются анты — союз славянских племен, населявших земли на восток от Днестра. Этот союз возник для противодействия ордам кочевых народов, которые время от времени мощными волнами накатывались из Великой степи на Европу. Анты с переменным успехом боролись с готами, пришедшими с запада (в 375 г. готским королем Винитаром был распят князь антов Бож, его сыновья и 70 старейшин), довольно успешно противостояли натиску аваров. Показателен тот факт, что аварское войско взбунтовалось после решения кагана идти в поход на антов. Воинственных кочевников, по-видимому, отпугнули мощные линии валов и непроходимые леса за ними.

Но слово «анты» не встречается в древнерусских письменных источниках; оно — чужеземного происхождения. Было ли какое-то соответствие этому слову на Руси? Ведь несмотря на официозную историографию, память о дорюриковской Руси должна жить в народе. Свет на этот вопрос в известной степени может пролить знаменитое «Слово о полку Игореве» — проникнутое патриотизмом литературное произведение, которое наряду с неоспоримыми художественными качествами, уникально еще и потому, что в нем присутствует дух языческой эпохи, а также определенная информация о Руси «незнаемой». Цензоры, похоже, не дотянулись до знаменитой поэмы. Неизвестно, какими источниками пользовался автор «Слова» — устными преданиями или, возможно, какими-то письменными сведениями, однако он знал и о «времени Бусовом», и о загадочных для нас «вечи Трояни» (века Трояни) и «землю Трояню».

В строках поэмы: «Се потому что тотьския красныя девы въспеша на брезе синему морю, звоня рускымъ златомъ поютъ время Бусово...», слышен отзвук событий 375 года, когда князь антов Бож (Бус, Босс) был распят Винитаром. Немало вопросов порождают упоминания в «Слове» о Троянь (Троян): «Встала обида въ силахъ Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, унуди (прогнала) жирня (добры) времена... И начаша князи про малое «се великое» млъвити, а поганіи съ всехъ странъ прихождяху с победами на землю Рускую». Как видим, «земля Трояня» и «земля Руская» отождествляются. Их взаимосвязь и преемственность прослеживаются и в других упоминаниях: «Были вечи Трояни, минула лета Ярославля...», «На седьмом веце Трояни пръжее Всеславъ жребій в девицю, себе любу». Под «девицей» имеется в виду киевский стол, занятый Всеславом Полоцким в 1068 г. в результате восстания киевлян против Изяслава. Если «на седьмом веце Трояни» понимать буквально, то семь веков, отсчитанных от этой привязки, перенесут нас к началу «веков Трояни». Это — «время Бусово», времена борьбы антов с готами и господства гуннов на просторах Европы. Это — и времена сооружения части Змиевых валов. Что касается названия «Троянь» (или «Троян»), то в древнерусском апокрифе ХII в. «Хождение Богородицы по мукам» Троян занимает главное место в списке языческих богов. Возможно, в IV в. этот бог, который, как допускается, был заступником, защитником Русской земли, возглавил языческий пантеон. Или, что вероятнее, его именем назван племенной союз славян («земля Трояня»). Этот союз мог существовать как на федеративных, так и на конфедеративных основах, однако он оказался довольно крепким и просуществовал долгое время («вечи Трояни»). Если это предположение верно, то будет правомерным отождествление «земли Трояни» с объединением антов, которые возводили мощные линии валов для защиты своих земель.

Наиболее мощная система валов пролегала по бывшим древлянским землям, что дало основание некоторым исследователям назвать их Великой Древлянской стеной. На территориях, заселенных древлянами и дулебами, и могло сосредотачиваться ядро антского союза. Ведь благодаря географическим факторам — лесам, лесостепям и сети рек, которых избегали кочевые орды, отдаленности по сравнению с Левобережьем от Великой степи — здесь создавались более благоприятные условия для стабильного поступательного развития населения. Из «Повести временных лет» известно, что в Х в. в древлянской земле была собственная княжеская династия. «Ниши князи добри суть иже роспасли суть Деревьскую землю» — говорили древлянские послы княгине Ольге. И до времен Владимира Святославовича древляне упорно сопротивлялись варяжской экспансии.

Случайна ли созвучность названий «земли трояни» и Траяновых валов на Подолье? Известно, что в конце I в. н.э. римский император Траян завоевал смежную с землями славян Дакию. Отсюда — предположения о римском происхождении Траяновых валов. Однако, как отмечает М.С. Грушевский, «римское начало сих валов все еще гипотетическое, и связи их с какой-то системой римских укреплений до сих пор не обнаружены». На отсутствие доказательств римского происхождения валов указывает и Т. Моммзен.

В раннем средневековье мощные оборонные линии, дублируя друг друга, охватывали с юга земли славян, надежно защищали их от вторжения кочевников. В 10 километрах от вала между селами Круглик и Ходосовка пролегала такая же древняя Стугнинская (р. Стугна) оборонная линия, а дальше на юг — еще одна, по реке Рось. Под их прикрытием возводили летописные города — «богатырские заставы» — князья Владимир и Ярослав. Хронологические рамки сооружения Змиевых валов почти стыкуются с летописными временами Древней Руси, что свидетельствует о непрерывности и преемственности исторических процессов на территориях восточнославянских земель в течение I тысячелетия н.э. Своим существованием эта система древних валов еще раз убедительно опровергает теории о возникновении государства восточных славян только после «призвания варяжских князей» на Русь.

Владимир ГРИПАСЬ. Фото автора
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments