Перейти к основному содержанию

Александр ЛАШКО: «Нам нужно сделать идею познания собственной страны одной из приоритетных»

31 января, 15:41
ЗАМОК ЛЮБАРТА В ЛУЦКЕ. В УКРАИНЕ ПОЧТИ 300 ЗАМКОВ, КРЕПОСТЕЙ, ДВОРЦОВ И ТОЛЬКО ТРИ ДЕСЯТКА — В ТУРИСТИЧЕСКОМ, ТАК СКАЗАТЬ, ОБРАЩЕНИИ. НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДРУГИХ НЕ ХВАТАЕТ СРЕДСТВ... / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Картографическая продукция Производственно-маркетинговой компании «Ортелий» заинтересовала «День» необычной тематикой туристических карт. В частности серией карт «Гетманские столицы Украины», картой автотуриста «Семь чудес Украины», где в увлекательном формате подается просветительский материал для широкой «туристической общественности». Казацкий период, гетманская Украина, замки и крепости — все это интересно современному украинцу. Поэтому нашим гостем и стал директор компании «Ортелий» Александр ЛАШКО.

— Карты не только отражают границы и особенности местности, но и показывают наглядно реалии жизни определенного исторического периода. И сегодня это актуально, потому что в школьных учебниках иногда приводят оторванные от исторических событий вещи. Чтобы помочь, мы на карту современной Украины вместе с границами Гетманской Украины нанесли пределы этнического расселения украинцев. Интересно, что Гетманщина, по крайней мере в своей северной части, в то время (1648—1654 гг.) почти совпадала с нынешними границами Украины. На карте показаны три гетманских периода — период Богдана Хмельницкого, после него и период гетмана К. Розумовского. Карты понравились школьникам, ведь они, кроме географической информации, несут сведения об основных исторических деятелях и символике современной Украины.

Если говорить о наших туристических картах, то концептуально их создавали для возможности путешествовать по знаковым историческим местам Украины без экскурсоводов.

В целом карт в Украине сегодня печатается не очень много как для 45-миллионой европейской страны с таким количеством туристически привлекательных мест. Статистика — не очень утешительная. Более чем 70% граждан Украины никогда в своей жизни не выезжали за границу, отмечают социологи. Почти 70% украинцев не ездили по Украине, 36% украинцев, опрошенных Киевским международным институтом социологии и Институтом прав человека и предотвращения экстремизма и ксенофобии IHRPEX, ни разу не были в другом регионе Украины, а треть украинцев (31%) вообще никуда не выезжали из своего населенного пункта. Значительной части украинцев присуща плохая черта — они мало интересуются тем, что происходит за пределами собственного населенного пункта. Соседнее село — почти неизвестный край.

Что знают украинцы о том же Миргороде, который был величественным казацким городом? Старинным и по размерам больше, чем Полтава. Полтава была небольшой крепостью на Иван-горе. Еще один региональный лидер славной Полтавщины — гетманская столица Гадяч, который в этом году будет отмечать 350-ю годовщину, а сам город на картах с 1533 года. Там были крепость, замок, резиденция гетмана И. Брюховецкого, семь храмов, остались сооружения XVII в. В городе проводились ярмарки и был Св. Николаевский казацкий монастырь, известный с XV в., впоследствии ограбленный и разрушенный Екатериной ІІ. В городе бывали Б. Хмельницкий, И. Выговский, Ю. Хмельницкий и многие другие известные личности того времени.

Со студенческих лет начал интересоваться историей, хотя и не стал профессиональным историком. Прежде всего меня заинтересовала история экономических отношений в разные периоды развития украинского общества между пограничными странами. Проблемы, которые возникли между Гетманщиной и Московией, а позже Российской империей, были в значительной степени связаны с экономическими отношениями. И этим имперцы искусно воспользовались. Этот опыт может быть актуальным для нынешний олигархов. Современные богатеи не хотят понимать, куда попали, не чувствуют преемственность истории. Если бы они понимали, что все процессы, которые здесь происходили, — не случайны, то уже сегодня инвестировали бы деньги в развитие общества, в стимулирование внутреннего спроса, в туризм в частности. Вообще, с моей точки зрения, нам нужно сделать идею познания собственной страны одной из приоритетных.

— Составляли ли вы рейтинги мест в Украине, которые нужно посетить в первую очередь?

— Очень многие люди приезжают в гетманскую столицу Чигирин — до 100 тысяч в год. Популярны также Умань, Батурин, Глухов. В Украине вообще парадоксальная ситуация. С одной стороны, государство вроде бы целенаправленно не агитирует и не пропагандирует такие маршруты, а с другой — люди их уже сами выработали. В частности, многих привлекают гетманские столицы Украины. Между тем парки в Умани, Белой Церкви традиционно популярны, но есть парки и в Богуславе, Кагарлыке, Ташани. (Первое упоминание о с. Ташань датировано 1149 годом в Ипатьевской летописи «Как Юрий Долгорукий взял Переяслав»), Згуровский парк-памятка садово-паркового искусства, Яготинский парк, связанный с гетманом Кириллом Розумовским, — и это только вокруг Киева!

«День» часто пишет о незнании или «искаженном» представлении украинцами своей истории. С этим трудно не согласиться. Но вопрос в другом: наше сообщество — это виноградная гроздь. Когда вы срываете гроздь, то видите, что никогда не бывает так, чтобы все ягоды были одинаково зрелые. Так и с обществом. А история — невероятно интересная и поучительная. Думаю, мало кто знает, что первым политическим украинским ссыльным был гетман Демьян Многогрешный. Как-то за столом он сказал, что ему не очень нравится политика царя по отношению к Гетманщине. Но это было сказано после того, как московский царь решил засунуть руку в карман гетманской Украине. Тут же стрелки-сердюки, которые его охраняли, — схватили и вывезли. Так Многогрешного послали в Сибирь умирать голодной смертью.

Об этом не пишут в учебниках. Но это наша история, наш опыт и это нужно рассказывать. Из-за нехватки научно-популярных книг это частично могут сделать карты. Моя почти фантастическая идея — издать цикл таких карт.

— Достаточно ли Украина делает для того, чтобы пропагандировать свои туристические маршруты?

— Газету «День» читаю с первого номера. Почти все ваши эксперты постоянно отмечают, что — недостаточно. Для примера возьмем город Гадяч — прежнюю гетманскую столицу, а ныне — районный центр на Полтавщине. Как-то я поинтересовался у одного из руководителей города: а где у вас общественный туалет? Оказалось, что его нет. Мы ждем туристов, начинаем что-то пропагандировать, приглашать, а элементарных удобств нет. Спрашиваю: а в каком состоянии туалет в Лесиной роще? Тот же ответ. К слову, сегодня в Гадяче эта проблема в определенной степени решена и этот пример не для критики, а для привлечения внимания к характерной проблеме...

Золотое правило: развитие туристической инфраструктуры начинается с туалета и транспорта. Когда открылся заповедник в гетманском Батурине, стояла длинная очередь в единственную гардеробную. А цивилизованный платный туалет появился только через год. Все говорят — нет денег. Зачем деньги? Выход — в привлечении и поощрении частной инициативы. Пусть берут место для продажи сувениров и т.п., а за это сделают туалеты. Есть апробированные решения, но никто об этом не заботится.

В Украине почти 300 замков, крепостей, дворцов и только три десятка — в туристическом, так сказать, обращении. На восстановление других не хватает средств. Вспоминаю, что в комментарии УНИАН известный предприниматель Ярославский подчеркнул, что он инвестировал свыше 570 млн. дол. в развитие ФК «Металлист» и подготовку Харькова к Евро-2012. На эти средства можно полностью восстановить все замки Украины, создать десятки тысяч рабочих мест и собирать деньги от благодарных туристов со всего мира (Но это не значит, что я считаю чужие деньги. Это сравнение масштабов экономических решений по направлениям).

Иногда кажется, что проблема украинцев в том, что из них постоянно пытаются сделать холопов. И в определенной степени это удалось сделать. Холоп на меньшего кричит, а большого — боится. В современной Украине преобладают две модели поведения — «барин» и «холоп». Последних значительно больше. Это последствия отсутствия «шляхетности» в украинском политикуме, а вместе с тем и социуме — так как другого не надо.

— Наш «ген шляхетности» расстреляла советская власть?

— Сложно сказать. «Ген шляхетности» чрезвычайно редкое явление и в более стабильных сообществах. Те же варяги, которые сюда наезжали, никогда до конца не уничтожали пашню и скот, и людей. Они никогда не забирали все. Например, татары и те «приходили» не каждый год. Сегодняшняя власть — напоминает команду ликвидаторов. (По данным народного депутата Бевза В.А., за два последних года из Украины выведено 420 млрд. грн. — или годовой бюджет страны). Они «откручивают из титаника» все, что можно вывезти на офшорный берег. Противостоять таким процессам, если общество допускает такое, призвано просветительство. Это сегодня делает «День». Именно ваша газета, с моей точки зрения, выполняет важную функцию просветительской деятельности. Образование — обязательно и формализировано (определено во времени и объеме полученных знаний), а просветительство — заинтересовывает в познании полезных вещей, воспитывает уважение к ценностям.

— Очевидно, чтобы делать такие качественные карты, вы изучали опыт предшественников. Можно ли говорить о существовании украинской школы картографии? Кто ее представлял когда-то? Кто в настоящий момент ее развивает?

— Относительно картографической школы, то она в Украине, как ни странно, очень давняя, хотя до обретения независимости была частью общесоюзной. Есть школы картографов Киева, Львова, в Крыму и т.д. Если говорить о древних периодах, то, например, Петр І для чертежей нанимал иностранцев или монахов Киево-Печерской лавры... Карты похода Ермака в Сибирь, после чего состоялось падение Сибирского ханства и присоединение Западной Сибири к России, тоже рисовали украинцы. Наконец, первое русское кругосветное плавание (начало ХІХ века) состоялось на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием капитан-лейтенантов Ивана Крузенштерна и украинца Юрия Лисянского.

То есть, можно говорить об очень давней традиции на территории Украины, однако назвать ее сугубо украинской — сложно, поскольку административно то была Литва, Речь Посполитая, Московия, позже Россия.

В стране есть Киевская государственная картографическая фабрика «Картография», Киевская военная картографическая фабрика, институт «Укргеоинформ», ГП Винницкая государственная картографическая фабрика. Одно время они печатали продукцию для всего СССР и стран СЭВ. Понятно, теперь их объемы значительно меньше. Есть еще такие издательства, как картографическое предприятие ЗАО «Институт передовых технологий» и «Миклухо Маклай», НВФ «Геос», ПМК «Ортелий», издательство «Мир», издательство «Карта», другие. Иначе говоря, сегодня существует больше десятка картографических предприятий и они современные и действующие.

— В начале беседы вы сказали, что хотелось бы больше выпускать карт, атласов. А спрос есть?

— Спрос есть. Особенно на автотуристические, автодорожные карты. Однако навигаторы в значительной степени их вытесняют. По-видимому, навигатор более практичен, однако карта более информативна. Замечу, что большинство водителей пользуются и тем, и другим.

Известно, что любые экономические отношения имеют внутренние возможности и внешние ограничения. В этом случае внутренние возможности — это огромные наработки в отрасли туристической, картографической, географической и краеведческой информации в Украине. Есть целые школы краеведов: киевская, львовская, одесская, крымская. С другой стороны, существуют внешние ограничения. Например, уменьшение заработной платы (курс доллара с 5—6 грн. поднялся до 8 и дальше, а реальная зарплата так и не поднималась). Это заставило украинцев, которые и так не весьма склонны к туризму, меньше путешествовать. А еще эти ограничения относительно автобусов. Нанять автобус, пойти в милицию и там доказать, что поездка не с демонстрантами в Киев, а, например, с учениками средних классов на экскурсию в Чигирин, потом по дороге в Чигирин тебя трижды остановят. Как следствие, в прошлом году в гетманских столицах количество школьников уменьшилось.

Кроме того, рост стоимости бумаги и печати. Соответственно, сохранение цены карты на том же уровне, что и три года назад, существенно уменьшает прибыль.

Относительно европейской практики, то там картография — отдельные хлопоты государства. Правительственные чиновники традиционно поддерживают важную отрасль «государственной безопасности».

— Пан Александр, готовя картографический проект «Гетманские столицы Украины», вы обращались за поддержкой к местным властям тех городов?

— Обращался. Все говорили: «Будем помогать, но денег в бюджете нет...». Единственная весомая организационная и, в известной степени, методическая помощь была от Гадяча — мэрии и райгосадминистрации. Особая благодарность местным краеведам.

Знаете, жителям наших маленьких городов и поселков, часто городов с огромной историей, необходимо осознать, что украинская культура — это бренд.

Вспоминаю, как на меня обиделись российские коллеги за то, что сказал, дескать, села вокруг Киева старше Москвы. Тому же Чернобылю тысячу лет!

Поэтому людям в украинских маленьких городках не нужно ничего исключительного настраивать. А просто убрать мусор, покрасить ограждения, побелить дома, поставить камень с надписью, например: «Здесь князь Святослав мед-пиво пил». А это так и было. По крайней мере в Бортничах или Броварах. Поэтому — за работу! Миллионы туристов готовы платить за новые впечатления. Предоставьте им такую возможность!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать