Перейти к основному содержанию

Автора «Хвацьких вiршiв» наградили премией Леси Украинки

Григорий ФАЛЬКОВИЧ: «Жизнь побуждает взрослеть и становиться мудрее, но не стареть»
06 марта, 16:41

Нынешним лауреатом премии имени Леси Украинки в номинации «Литературно-художественные произведения для детей и юношества» стал Григорий Фалькович за сборник стихотворений «Хвацькі вірші». Премия Кабинета Министров Украины имени Леси Украинки вручается ежегодно за произведения, которые способствуют воспитанию подрастающего поколения в духе национального достоинства, духовного единства украинского общества, и приурочена дню рождения Ларисы Косач — 25 февраля.

— Долгое время вы писали только «взрослые» стихи — и не раз становились лауреатом многочисленных премий. Почему стали писать для детей?

— Когда в свое время вернулся из армии, мама заметила: я разучился улыбаться... По-видимому, опять стал улыбаться, по-прежнему, только после рождения внучки, Мишели. Эта фантастическая девочка стала и поводом, и толчком, и первым «потребителем» моих детских стихотворений. Ей уже исполнилось семнадцать, а я и до сих пор временами ловлю себя, по-видимому, на той же улыбке. Особенно, когда осилю написать что-то приличное, и Мишель даст свое «добро».

Это — относительно повода. А причины моего написания стихотворений для детей, кажется, можно поискать где-то в далеком детстве. Вернее, в определенном его отсутствии, если понимать детство как полную любви и радости, насыщенной позитивными событиями, счастливую жизнь. Отец погиб на фронте. Война забрала всю ближайшую родню. Тяжелые послевоенные годы. Небольшая комнатка в киевской коммуналке на бывшей улице Ленина, 22 (ныне Богдана Хмельницкого). Мама с утра до ночи на работе. Детсадовские будни. Частые простуды, ангины. Одинокое многочасовое чтение случайных книг. Не хватает еды, развлечений, игрушек, семейного (и просто: дровяного, угольного — зимой) тепла. Конечно, были и приятные, светлые события... Но все-таки не наигрался, не насмеялся, не нарадовался... Так что действуют определенные компенсаторные механизмы. Наверное, наверстываю упущенное через детскую поэзию. Вероятно, кто-то скажет, что мне посчастливилось с такой возможностью — не у всех она есть. Согласен. Повезло!

И — для полноты — еще один, в этот раз грустный, хотя и короткий, ответ на ваше «почему?» Потому что современная «взрослая жизнь», к сожалению, не вдохновляет на поэзию. Тот самый «кто-то» может сказать обо мне: «Побег от действительности в детские стихотворения». В известной мере, это — правда. Но, несмотря ни на что, очень рад, что мои произведения для детей воспринимаются и детьми, и взрослыми, что их подают даже в учебниках «Рідна мова», что приглашают в школы, детские садики, гимназии. Это побуждает не только к написанию, но и к определенным хлопотам по изданию новых книг. Ситуация не нова. Еще в XVIII в. наш земляк, выдающийся хасид рабе Нахман из Браслава, сказал: «Тот, кто способен написать книгу, но не пишет ее — подобен тому, кто теряет ребенка». А сколько раз уже сказано, что наши книги — наши дети...

— Иван Малкович не раз ставил вас в пример, как нужно писать для современных детей. С вашей точки зрения, что именно им нужно в поэзии?

— Признание от того, кто и сам достоин признания — высшая награда. Иван Малкович — удивительно многогранный человек, замечательный поэт и фантастический издатель, один из главных основателей современного «детиздата» в Украине.

По-видимому, я вас разочарую. Абсолютно не уверен, что ко мне таки «пришло понимание, что именно нужно детям в поэзии». Признаюсь: и до сих пор не знаю, что нужно в поэзии и взрослым. Стихи приходят самочинно. Независимо от чьих-то потребностей, разве что — от собственных, но подсознательно, совсем иррационально. Когда-то я считал, что для детей пишут обычно запрограммировано-тематически, то есть то, что заказано, что актуально или модно. Считал, что «нормальные»  взрослые лирические стихи пишутся «для себя», а так называемые детские — для детей. По собственному опыту утверждаю: что одни, что другие — пишутся для себя и о себе, потому что каждый из нас, взрослых, является одновременно и ребенком.

Жизнь побуждает взрослеть и становится мудрее, но не стареть. По большому счету, она дарит феноменальную возможность не противопоставлять переживания детства, юности, зрелости и старости. Человек может и должен быть одновременно молодым и старым. Это не шизофрения, а продуктивный парадокс, который является достоянием соответствующих религиозных систем, а также свойством определенных личностей, в частности детских поэтов.

— Воплощаете в своих строчках конкретные детские мечты?

— К сожалению, не помню многих событий, подробностей и деталей из своего детства. Но когда пишу для своих читателей, то, наверное, превращаюсь временно в ребенка — совсем или не совсем маленького. Но в то же время остаюсь взрослым дядей — отцом, дедушкой, мужем Мишелиной бабушки, гражданином. Подсознательно реконструируются ситуации, события, взаимоотношения. Нередко «консультируюсь» с внучкой. По-видимому, поэтому и сочиняются стихи, которые «нужны детям». А в конечном счете, что им нужно? Хорошее отношение, всяческая вкуснотища, страшилки, друзья, шутки и остроты. Дети любят, когда их любят (уже извините за тавтологию), когда говорят на их языке. Ведь, кроме украинского, русского, английского, есть особый детский язык:

Зрозуміла квітам, звірю,
Кораблю і журавлю —
Я цій мові просто вірю,
Просто я її люблю.
Всім дорослим людям знову
Треба вчить дитячу мову.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать