Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Червона книга»: полет нормальный

Дмитрий Лазуткин представил сборник актуальной, не плакатной лирики
10 июня, 11:00

Не устает выпускать новые книги один из самых известных поэтов поколения 30-летних Дмитрий Лазуткин. В издательстве «КНИГИ-ХХI» под патронатом «Meridian Czernowitz» вышел очередной его сборник — «Червона книга». Громкому (и многозначительному) названию отвечает и густо-красная, даже оранжево-кровавая обложка с заляпанным белым квадратиком посередине (за симпатичное оформление книги поблагодарим художницу Ярину Саенко). Наверное, она намекает на особую эмоциональную напряженность и кровавость этой книги — поэтому ее «краснота» коренится, очевидно, таки не в исчезающих существах...

Первый раздел «Красной книги» — «Полевая кухня» — составляют стихотворения, посвященные в той или иной степени событиям последних лет, революции и войне. Среди них и знаменитый «Реквием», звучавший с главных сцен страны во время празднования Дня независимости и на годовщину Майдана.

«...Ваші хрестики, ваші

прихистки

Ваша правда, ваш сум і щем...

Відповідно до правил балістики

Все розквітло німим вогнем...».

Безусловно, именно дань актуальности вынесла этот раздел в начало книги, однако радует, что он не стал неким аналогом «паровозов» советских времен (идеологически выверенных стихотворений, которые ставили тогда на первых страницах, чтобы задобрить цензоров и «протянуть» дальше что-то более креативное). Историко-политически окрашенные стихотворения Лазуткина в действительности очень разноликие, не плакатные, в них интересная образность. То есть если они даже и запомнятся, прежде всего, отпечатками эпохи, то отпечатками качественными, не одноклеточными.

Остальные тексты книги в основном касаются другого рода страстей — любовь, природа, приключения, спорт. Здесь перед читателем предстает традиционный Лазуткин. И в новых, и в уже печатавшихся стихотворениях. То напряженно-порывистый, то хрупко-наивный, с быстрыми и забавными поворотами:

«...і на ніжне прохання — як правильно вимовити назву моєї країни

я сказав:

ну добре,

давай вчитися

перша літера —

ти»

(стихотворение «U»).

Отдельно следует вспомнить не очень распространенную в современной украинской поэзии тему спорта. Она в произведениях Дмитрия Лазуткина возникает регулярно, удачнее в стремительных и настроенческих стихотворениях «Freeride» или «Віа смерічка», менее выразительно в чрезмерно риторизированном «Триатлоне». Подобное тематическое разнообразие не может не радовать.

Вообще, если сравнивать с предыдущими книгами Лазуткина, его диапазон (в разных пониманиях), похоже, со временем все же не сужается, а возможно, и расширяется, что можно считать очередным доказательством несостоятельности теории о неизбежном упадке поэтов после тридцати лет. Ведь в «Червоній книзі», например, сочетаются мрачные, но и искренние военные сюжеты —

«скрипалику-павлику,

де твоя музика?

липка, мов старий пластилін,

у синій шинелі в картузику

з ґудзиком

ідеш поміж сірих руїн

там, де асфальт вигинається,  

ніби віолончель

там, де сотні разів перебігав

дорогу на червоне світло

такий чужий серед таких

своїх...» —

с радостными играми тропами:

«ламаю грейпфрут —

солнце бризкає промінчиками:

аж засліплює

відкорковую день -

б’є у ніздрі ароматом»

с абсолютно песенными, более элементарными, однако более ритмичными и более стремительными вещами:

«Не стрибаючи в каламуть,

За вогні вказівних багать,

На Очаків чайки пливуть,

На Очаків чайки летять».

А следовательно, в активе украинской поэзии имеем еще одну качественную и разноликую книгу. Несмотря ни на что, культурный процесс продолжается, и продолжается успешно. Как писал тот же Лазуткин в другой своей книге, «політ нормальний, мамо».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать