Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Дневник небезразличного интеллектуала

Михаил Слабошпицкий представил книгу о Майдане и российской агрессии
24 июля, 15:07
«МАЙДАН ПЫТАЛСЯ СОЗДАТЬ ГОСУДАРСТВО И РАСПРОСТРАНИТЬ ЕГО НА ВСЮ ТЕРРИТОРИЮ, КОТОРАЯ НАЗЫВАЕТСЯ «УКРАИНОЙ», — УТВЕРЖДАЕТ МИХАИЛ СЛАБОШПИЦКИЙ. НА ФОТО (СЛЕВА НАПРАВО) — ПАВЕЛ ГРИЦЕНКО, МИХАИЛ СЛАБОШПИЦКИЙ, ЮРИЙ ЩЕРБАК

Недавно в киевском книжном магазине «Є» состоялась презентация книги украинского писателя, общественного деятеля и литературоведа Михаила Слабошпицкого «Гамбіт надії (Україна: констатації, матеріали, виклики, сподівання)». В ней автор предлагает читателям собственное виденье всех событий, произошедших в стране на протяжении последних месяцев, — от Майдана и до начала вооруженного конфликта на востоке. Модерировал мероприятие писатель, политик и дипломат Юрий Щербак. К участию были также приглашены Дмитрий Павлычко, Владимир Загорий, Павел Мовчан, Павел Гриценко, Богдан Бенюк, Ирина Фарион, Любовь Голота, Валерий Гужва, Юрий Дорошенко, Сергей Грабар и другие. Гостей было так много, что всем даже не хватило места в основном зале, — организаторам пришлось включить трансляцию на экране в соседнем помещении.

Книга «Гамбіт надії» была создана на основе записей, которые Михаил Слабошпицкий делал ежедневно. Фактически это дневник, о существовании которого длительное время не догадывались даже друзья автора. «Ценность этого произведения прежде всего в том, что оно очень содержательное — в нем много фактов, интерпретаций и комментариев, — рассказывает Юрий Щербак. — В эпоху интернета и социальных сетей нам кажется, что история уже зафиксирована. На мой взгляд, это      — ошибочный подход, потому что пока она не зафиксирована в слове, ее нельзя считать историей. Читая эту книгу, в которой речь идет о событиях, произошедших недавно, я ловил себя на мысли о том, что немало вещей уже начало забываться. Очень точно автор передал атмосферу Майдана, ведь он был его непосредственным участником и каждый день находился в центре противостояния. Охватывает книга и совсем недавние события, потому выглядит очень свежо и актуально».

Большое внимание Михаил Слабошпицкий уделил в своем произведении анализу параноидальной концепции альтернативной истории, которую отстаивает Путин и его окружение. «Он представляет Украину в абсолютно искривленном свете, и мы это знаем, но часто чувствуем себя бессильными, потому что нам нечего противопоставить потоку ужасной пропаганды, — считает Юрий Щербак. — Хуже всего, что историческую концепцию Путина восприняли даже некоторые европейские политики, вроде предыдущего президента Чехии Вацлава Клауса... Книга Михаила Слабошпицкого — это тревога за будущее Украины, это — летопись нашей боли, страданий, наших надежд, достоинства и нашей победы».

Конечно, кроме самой книги, участники встречи активно обговаривали социально-политическую ситуацию в стране. Каждый стремился поделиться собственными мыслями и переживаниями. Именно в это время здесь всех внезапно застала весть об уничтожении российскими боевиками пассажирского Боинга в небе над Донбассом. Сначала шепотом, а затем и вслух гости начали обсуждать эту трагическую новость. «Сегодня мы являемся свидетелями этнической войны России против украинского народа, — убежден Юрий Щербак. — Это подтверждают многочисленные преступления, совершенные боевиками именно относительно украинских активистов Донбасса. Хочу напомнить, что этнические аспекты войны, в соответствии с международными документами, считаются преступлениями против человечества. Украинская власть должна говорить об этом так громко, чтобы услышал весь мир».

В конце встречи, выслушав все впечатления и поздравления, взял слово для короткого выступления сам автор. «У каждого, кто пишет, есть благословенная иллюзия того, что он знает такое, чего не знают другие, — сказал Михаил Слабошпицкий. — Я понял, что это лишь иллюзия еще тогда, когда работал над книгой о первом Майдане в 2004 году. Очень важной является степень готовности читателя к восприятию и пониманию написанного, ведь известный парадокс свидетельствует о том, что человек может прочитать в книге лишь то, что он уже знает. Всего остального читатель просто не замечает. Когда произошло первое насилие на Майдане, я понял, что революция 2004 года — романтический карнавал, а не революция. Один из лейтмотивов книги — рассказ о том, как предыдущая власть уничтожала все институты государства: армию, милицию, СБУ, информационное пространство, науку и образование. Некоторые бывшие сотрудники спецслужб искренне убеждали меня в том, что в Небесную сотню стреляли сами майдановцы. С моей стороны был протест и попытка, насколько это возможно, выяснить правду и подать свою версию. Когда начался вооруженный конфликт на востоке, стало понятно, что государства на самом деле нет, есть лишь декларация. Все украинское государство ограничивалось Майданом. Майдан пытался создать и распространить его на всю территорию, которая называлась «Украиной». Убежден, что читатель найдет в книге также много такого, чего на самом деле нет — это объясняется особенностью нашего восприятия. Сегодня даже сам я точно уже не знаю, какие мысли попали в книгу, а какие — нет. Слишком много пришлось обдумать за последние месяцы. Считаю, что каждый из нас, тех кто был там, мог бы написать собственную книгу о Майдане — молчать сегодня не может ни один нормальный индивид в Украине.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать