«Это борьба за сознание граждан»
По словам читателей «Дня», книги «Котел» и «Я — свідок» нужно рекомендовать не только журналистам, но и всем, кто проникается будущим нашей страныСегодня своими впечатлениями и мнениями от прочитанных книжных новинок «Дня» делится студентка Львовского университета Екатерина Садловская и продюсер телеканала «Еспресо ТВ» Леонид Княжицкий. Екатерина как выпускница Летней школы журналистики «Дня» («впервые, — говорит, — прочитала «Котел» за вечер и небольшую часть ночи), в рамках которой она имела возможность послушать многолетнего борца с режимом Кучмы — Александра Ельяшкевича, называет «дело Гонгадзе-Подольского» индикатором для украинского общества. Леонид прочитал книгу «Я — свідок» в дороге, после которой лег спать и увидел сон... «В книге, — говорит он, — автор дает исчерпывающую характеристику последствий равнодушия и войны». Итак, знакомьтесь с отзывами наших читателей.
Екатерина САДЛОВСКАЯ, Львовский национальный университет имени Ивана Франко:
— Один историк как-то мне сказал, что изучение истории по датам не дает нам ничего, кроме последовательности цифр, которые быстро забываются. Лучший подход к ее изучению — это понимание преемственности процессов и взаимосвязей между событиями, а здесь уже нужны умственные усилия. Это стало для меня своего рода открытием. Вторым открытием стала публицистическая трилогия газеты «День» — «Новітня історія для чайників».
Перечитывая первую книгу из этой трилогии — «Котел», або Справа без терміну давності», в который раз убеждаюсь в мудрости слов историка. Впервые я прочитала ее за вечер и небольшую часть ночи. Эта книга была для меня своеобразным пазлом, благодаря которому сформировался определенный взгляд на современную историю. Каждое интервью из книги стало для меня продолжением предыдущего; думаю, это хороший тон для журналиста, который осуществил тематический подбор материалов не только из газеты «День».
С другой стороны, мою заинтересованность подпитала наша прошлогодняя встреча с Александром Ельяшкевичем — оппозиционером режима Кучмы, которая состоялась в рамках ЛШЖ газеты «День», и предисловие к книге ее составителя Ивана Капсамуна, который признался: «Вокруг себя я видел много несправедливости. Поэтому уже тогда понимал: в среде, где убийства, насилие, бандитизм, коррупция, аморальность — будничные явления, подобное ужасное убийство является не первым и не последним. К сожалению».
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Еще раньше именно история Георгия Гонгадзе дала мне толчок поступать на факультет журналистики, ведь для меня это имя стало символом человеческого самопожертвования и гражданской преданности. Народу, государству и журналистике. Пугало только, что всем все известно, и, несмотря на это, запала молчанка на долгие годы. Была непонятна отстраненность от этого процесса детища Гонгадзе — «Украинской правды», да и безразличие самого народа. В комплексе это бы привело к забвению и стиранию недавней памяти, превращению аморального в норму.
Сегодня так получается, что наша близорукость возвращает в политику людей, которые играют по собственным правилам, где не имеют значения чужие жизни и репутация государства. Составитель книги «Котел» Иван Капсамун, который ведет тему «дела Гонгадзе-Подольского» последние семь лет, справедливо отмечает, что по сути ничего не изменилось, ведь «рука» Кучмы присутствует в украинской политике до сих пор. Первый Майдан Украина собрала против Кучмы, впоследствии к власти пришел (благодаря тому же таки Кучме) Янукович, которого «выгнал» второй Майдан. И все же Кучма становится представителем Украины на Минских переговорах и привлечен в состав Конституционной комиссии.
Тут сложно не согласиться со словами Сергея Одарыча: «Режимы появляются только из-за нашего безразличия. Весь народ, выбирая власть, дает возможность этим людям злоупотреблять ею, часто народ выбирает недостойных людей. Когда у нас говорят о двух Майданах, то комментируют это как проявление гражданского общества. А я считаю, что как раз наоборот — если бы было в Украине гражданское общество, этих майданов вообще бы не было». Поэтому мы должны понимать, что каждый день является мини-Майданом, где нужно проявлять все свои лучшие черты гражданина, а власть, хоть бы какой могучей ни была, зависит от народа.
Таким образом, справедливо будет отметить, что «дело Гонгадзе — Подольского» является не обычной историей, где два главных героя журналист — Х и президент У, а вправду является делом без срока давности, где ключевых фигур значительно больше. И именно благодаря книге мы опять слышим о резонансных делах во времена правления Кучмы: исчезновение журналиста Г. Гонгадзе, общественного деятеля М. Бойчишина, убийства народных депутатов Е. Щербаня и В. Гетмана, нападения на народных депутатов В. Хару и А. Ельяшкевича, на журналиста Подольского. Видимо, в этот список вошло бы больше имен, если бы они были известны.
Однако, подытоживая прочитанное, понимаю, что именно «дело Гонгадзе-Подольского» является тем индикатором, который в который раз проявляет недостатки нашего общества, которые определил в интервью судья Юрий Василенко — первый человек, который возбудил уголовное дело против действующего президента Украины Леонида Кучмы: «Нужно избавиться от рабской психологии, психологии постоянного страха. Люди должны без страха выступать в защиту своих граждан. Да, нас всех останавливает бедность, поскольку все думают, что если я выйду против власти, то завтра меня лишат работы, премии... Но нам нужно понять: защищая других, мы защищаем себя».
«Дело Гонгадзе-Подольского» стало показателем и для украинской журналистики. По поводу современного положения украинской журналистики Лариса Ившина в интервью «Телекритике» отметила: «Необходимо создавать условия для появления авторитетных журналистов и политиков, которым можно доверять. Они нам очень необходимы. Они вырастают из настоящей борьбы. Они не возникают из политических заказов».
К счастью, «День» не оставил это дело и каждый раз актуализирует разные его аспекты содержательными материалами, напоминая нам опять, что виновных нужно наказать, анализируя преемственность влияния «системы Кучмы» на нашу историю и на ситуацию, в которой мы оказались сейчас. Свою лепту в борьбу за головы граждан, безусловно, внесла книга «Котел».
«КНИГА «Я — СВІДОК» — ОБ ОСОЗНАНИИ СУЩНОСТИ ТРАГЕДИЙ СОВРЕМЕННОСТИ»
Леонид КНЯЖИЦКИЙ, продюсер телеканала «Еспресо ТВ»:
— Книгу Валентина Торбы «Я — свідок. Записки з окупованого Луганська» начал читать в дороге из Киева до села Криворивня Ивано-Франковской области. Дорога была долгой и изнурительной.
Доехав ночью до села, я сразу пошел спать. И под впечатлениями от книги мне снился сон.
Мне снилось, что под видом другого человека я попал в оккупированный Луганск. Архитектура вокруг производила постапокалиптические впечатления (впрочем, в одном из моих разговоров с Валентином Торбой он говорил о подобных впечатлениях, которые имел еще до начала войны).
Я пошел в церковь. Она имела острый готический вид. Высокая и мрачная. Искал внутри одну важную икону. Она была на чердаке церкви. Висела на льняных нитках, которые были сплетены, словно паутина, и протянуты по всему чердаку. В центре этой рукотворной паутины висела икона с образом Божьей Матери. Висела смиренно в центре узора так, как будто была в заключении.
Проснувшись, я опять начал листать книгу «Я — свідок». И понял, что увиденная во сне сцена с иконой по мотивам очень напоминает одну из сотен эпизодов оккупации Луганска, которые в книге описывает автор.
До того, как начать читать эту книгу, я представлял себе, что она — роман-репортаж обо всех ужасах российской оккупации и пропаганды, свидетелем которых автор Валентин Торба был в Луганске. Об этом говорит и название.
Но эта книга — не только хроника оккупации и начала войны. Валентин Торба свидетельствует о боли и о «мине замедленного действия», которые были предпосылками взрыва войны с агрессором, а также об игре невидимых капканов с Россией, которую вынуждена вести Украина в ходе Минских соглашений в попытках эту войну закончить. В профессиональном репортерском стиле со всеми мелкими, но существенными деталями, а также со справочными и архивными материалами, раскрывается логическая последовательная связь между всеми аспектами, которые сделали Луганскую и Донецкую области уязвимыми к кремлевской чуме.
• Это бандитские кланы Луганска в 90-х, которые были частью политикума Украины кучмовского периода. Это гнилые от коррупции правоохранительные органы.
• Это ментальный фон обманутого обеднелого пролетария Донбасса, политические взгляды которого заключались в идентификации партийных цветов «кормящей руки» в виде местных прокремлевских «князьков» наподобие Александра Ефремова.
• Это паразитирующие на этом ментальном фоне политические гастарбайтеры и творческие недоинтеллектуалы, чьи ценности можно было измерять в гонорарах, которые им платили заказчики из окружения «князьков».
А также откровенные мошенники и асоциальные элементы, которые стали одним из столпов оккупационной власти Луганска и Донецка с приходом российского агрессора, вместе с наемниками из регионов России.
Страшно не только от строк Валентина Торбы о несправедливости и страданиях, в которых он фиксирует преступления оккупантов и их адептов, а от того, что боль от них является следствием политической недальновидности и безразличия едва ли не двух поколений украинцев. Безразличия, которое стало детонатором мины в руках врага. Как избавиться от этого безразличия — вопрос, к поискам ответа на который подталкивает книга «Я — свідок». Валентин Торба в своем журналистском труде дает исчерпывающую характеристику последствий безразличия и войны. Это, в частности, дает и лучшее понимание сути политической игры с врагом на фоне войны с ним, которая имеет название «Минские соглашения». Это книга об осознании сущности трагедий современности, которую нужно рекомендовать не только журналистам, но и всем, кто проникается будущим нашей страны.
Выпуск газеты №:
№101-102, (2016)Section
Украинцы - читайте!