Граверы-первопроходцы
Термин «украинское барокко» вошел в исследовательский обиход только во второй половине XX века —до этого времени оно было лишь «казацким стилем»![](/sites/default/files/main/articles/23052013/23gravyura.jpg)
Недавно вышла из печати «Украинская гравюра барокко» профессора Дмитрия Степовика. Издание, содержащее многочисленные иллюстрации, призвано стать пособием по изучению «золотой эпохи» барокко.
На страницах рассматриваются четыре фигуры бароккового граверства — мастер Илья, Александр и Леонтий Тарасевичи, Иван Щирский, которые жили и творили на протяжении 1640-х — 1720-х годов. Они же и определили русло именно украинского барокко.
В начале книги автор высказывает болезненное замечание: «Из истории искусства, в частности истории граверства, имеем достаточно примеров, как из Александра и Леонтия Тарасевичей делали то поляков, то литовцев, то белорусов; то же касается Щирского, Крщоновича, Зубрицкого и многих других. Отсюда следует, что украинским искусствоведам нужно внимательнее изучать принадлежность мастеров и их творчества к нашему или не нашему творческому кругу».
Мастер Илья был приглашен в Киев митрополитом Петром Могилой на рубеже 30—40-х годов XVII в. для иллюстрирования задуманных им изданий: Большого Требника, переиздания Библии и Киево-Печерского патерика и создания четырех десятков особых гравюр — «Три эпизода из истории создания Успенского собора», «Успенский собор с Антонием и Теодосием», «Перезахоронение преподобного Теодосия», «Наказание Сергея за ложь».
Александр Тарасевич — гравер, чье имя связано с наивысшей фазой художественно-пластического искусства на рубеже XVII—XVIII вв. — Мазепинским барокко, когда молодое поколение украинских граверов овладевает новой гравировочной техникой — гравюрой на металлических дощечках — офорт и медериты. Последними он оформил литургическое пособие августинского монаха Фуглентия Дрияцкого для будущих католических священников Thesaurus Sakratissimae Vitae, экземпляр раритета которого профессору Д. Степовику через триста лет удалось обнаружить и исследовать в Центральной библиотеке Литовской республики.
Приблизительно в 1688 году А.Тарасевич покинул Вильно и переехал в Киев, где принял постриг в монахи Киево-Печерской лавры, взяв себе духовное имя Антоний. Здесь мастер выгравировал первые в истории лаврской типографии медериты к книге Варлаама Ясинского «Три венца...» и ряд станковых гравюр «Арктика и Антарктика», «Иван Креститель», «Богородица — утешительница страждущих». Известная под названием «Школа Тарасевича», мастерская Киево-Печерской Лавры выпустила таких известных мастеров, как Даниил Галяховский, Иван Стрильбицкий, Захарий Самуилович и Иван Реклинский.
Исследуя творчество Тарасевичей, Дмитрий Степовик приходит к выводу, что наиболее достоверной версией является «прикарпатское или закарпатское происхождение Александра и Леонтия Тарасевичей».
Вершиной творчества Л. Тарасевича, по мнению автора монографии, является переезд в 1693 году в Украину и работа в типографии Киево-Печерской лавры: титулы для «Тріоді квітної» и «Псалтыря», миниатюрные иллюстрации и фронтиспис для «Нового Завета», большой цикл медеритов для «Киево-Печерского патерика» — это было новое слово в украинской графике». И здесь же подчеркивает, что «украинскую иллюстрацию, имевшую тогда уже 125-летнюю историю, Л.Тарасевич поднял к новым вершинам»!
«Мастер Иван и монах Иннокентий в одном лице», — так пишет о четвертом из выдающихся граверов украинского барокко доктор Дмитрий Степовик, — «Время сурово обошлось с произведениями Ивана Щирского. Они не собраны как большая именная коллекция ни в одном музее, ни в одной библиотеке, а рассеяны в старопечатных изданиях как иллюстрации или как украшения, приклеенные к титулу». Рассказывая об особенностях исследования произведений, медные клише которых все до одного утеряны, ученый замечает: «Это тот парадоксальный случай, когда непрочная хрупкая бумага оказалась долговечнее металла». И именно они — бумажные отпечатки гравированных произведений — стали основным источником для изучения биографии Ивана Щирского.
Родился будущий гравер приблизительно в 1650 году на Черниговщине, а фундаментальное образование получил в Киево-Могилянском коллегиуме. При содействии ректора коллегиума, архиепископа Черниговского Лазаря Барановича способного юношу в 1677 году отправляют на учебу в академию в Вильно, где он пробыл до 1683 года. Как утверждает Д. Степовик, здесь, наряду с учебой, Иван Щирский и Леонтий Тарасевич как подмастерья помогали Александру Тарасевичу «в его личной творческой работе» в типографии академии.
Вернувшись в Чернигов, Иван Щирский принимает активное участие в оформлении изданий типографии Троицко-Ильинского монастыря, а именно: авантитул к произведению «Благодать и истина» Л.Барановича и иллюстрации к стихотворному панегирику «Воскресший Феникс» Л. Крщоновича. Выход в свет последнего способствовал благословению монашеского пострига — с 1686 года «гравюры подписывал монашеским именем — Иннокентий Щирский».
Произведения Иннокентия Щирского нач. XVIII в. характеризуются своеобразной барокковой гармонией — «Корень дерева благоплодовитого», «Всенародное торжество», «Благословение Господне над Украиной», где подвижность и замысловатость, с которыми решены детали, получили композиционную завершенность, а «использованные им поэтические средства заимствованы как из традиционной поэтической и изобразительной сферы украинского фольклора, так и из источников зарубежного происхождения, в частности античной мифологии».
Выпуск газеты №:
№87, (2013)Section
Украинцы - читайте!