Перейти к основному содержанию

Граверы-первопроходцы

Термин «украинское барокко» вошел в исследовательский обиход только во второй половине XX века —до этого времени оно было лишь «казацким стилем»
23 мая, 15:44
ФРОНТИСПИС АВТОРСТВА ЛЕОНТИЯ ТАРАСЕВИЧА К ПАТЕРИКУ 1702 Г., КОТОРЫЙ БЫЛО НАПЕЧАТАНО В ТИПОГРАФИИ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ / ФОТО С САЙТА WWW.UALBERTA.CA

Недавно вышла из печати «Украинская гравюра барокко» профессора Дмитрия Степовика. Издание, содержащее многочисленные иллюстрации, призвано стать пособием по изучению «золотой эпохи» барокко.

На страницах рассматриваются четыре фигуры бароккового граверства — мастер Илья, Александр и Леонтий Тарасевичи, Иван Щирский, которые жили и творили на протяжении 1640-х — 1720-х годов. Они же и определили русло именно украинского барокко.

В начале книги автор высказывает болезненное замечание: «Из истории искусства, в частности истории граверства, имеем достаточно примеров, как из Александра и Леонтия Тарасевичей делали то поляков, то литовцев, то белорусов; то же касается Щирского, Крщоновича, Зубрицкого и многих других. Отсюда следует, что украинским искусствоведам нужно внимательнее изучать принадлежность мастеров и их творчества к нашему или не нашему творческому кругу».

Мастер Илья был приглашен в Киев митрополитом Петром Могилой на рубеже 30—40-х годов XVII в. для иллюстрирования задуманных им изданий: Большого Требника, переиздания Библии и Киево-Печерского патерика и создания четырех десятков особых гравюр — «Три эпизода из истории создания Успенского собора», «Успенский собор с Антонием и Теодосием», «Перезахоронение преподобного Теодосия», «Наказание Сергея за ложь».

Александр Тарасевич — гравер, чье имя связано с наивысшей фазой художественно-пластического искусства на рубеже XVII—XVIII вв. — Мазепинским барокко, когда молодое поколение украинских граверов овладевает новой гравировочной техникой — гравюрой на металлических дощечках — офорт и медериты. Последними он оформил литургическое пособие августинского монаха Фуглентия Дрияцкого для будущих католических священников Thesaurus Sakratissimae Vitae, экземпляр раритета которого профессору Д. Степовику через триста лет удалось обнаружить и исследовать в Центральной библиотеке Литовской республики.

Приблизительно в 1688 году А.Тарасевич покинул Вильно и переехал в Киев, где принял постриг в монахи Киево-Печерской лавры, взяв себе духовное имя Антоний. Здесь мастер выгравировал первые в истории лаврской типографии медериты к книге Варлаама Ясинского «Три венца...» и ряд станковых гравюр «Арктика и Антарктика», «Иван Креститель», «Богородица — утешительница страждущих». Известная под названием «Школа Тарасевича», мастерская Киево-Печерской Лавры выпустила таких известных мастеров, как Даниил Галяховский, Иван Стрильбицкий, Захарий Самуилович и Иван Реклинский.

Исследуя творчество Тарасевичей, Дмитрий Степовик приходит к выводу, что наиболее достоверной версией является «прикарпатское или закарпатское происхождение Александра и Леонтия Тарасевичей».

Вершиной творчества Л. Тарасевича, по мнению автора монографии, является переезд в 1693 году в Украину и работа в типографии Киево-Печерской лавры: титулы для «Тріоді квітної» и «Псалтыря», миниатюрные иллюстрации и фронтиспис для «Нового Завета», большой цикл медеритов для «Киево-Печерского патерика» — это было новое слово в украинской графике». И здесь же подчеркивает, что «украинскую иллюстрацию, имевшую тогда уже 125-летнюю историю, Л.Тарасевич поднял к новым вершинам»!

«Мастер Иван и монах Иннокентий в одном лице», — так пишет о четвертом из выдающихся граверов украинского барокко доктор Дмитрий Степовик, — «Время сурово обошлось с произведениями Ивана Щирского. Они не собраны как большая именная коллекция ни в одном музее, ни в одной библиотеке, а рассеяны в старопечатных изданиях как иллюстрации или как украшения, приклеенные к титулу». Рассказывая об особенностях исследования произведений, медные клише которых все до одного утеряны, ученый замечает: «Это тот парадоксальный случай, когда непрочная хрупкая бумага оказалась долговечнее металла». И именно они — бумажные отпечатки гравированных произведений — стали основным источником для изучения биографии Ивана Щирского.

Родился будущий гравер приблизительно в 1650 году на Черниговщине, а фундаментальное образование получил в Киево-Могилянском коллегиуме. При содействии ректора коллегиума, архиепископа Черниговского Лазаря Барановича способного юношу в 1677 году отправляют на учебу в академию в Вильно, где он пробыл до 1683 года. Как утверждает Д. Степовик, здесь, наряду с учебой, Иван Щирский и Леонтий Тарасевич как подмастерья помогали Александру Тарасевичу «в его личной творческой работе» в типографии академии.

Вернувшись в Чернигов, Иван Щирский принимает активное участие в оформлении изданий типографии Троицко-Ильинского монастыря, а именно: авантитул к произведению «Благодать и истина» Л.Барановича и иллюстрации к стихотворному панегирику «Воскресший Феникс» Л. Крщоновича. Выход в свет последнего способствовал благословению монашеского пострига — с 1686 года «гравюры подписывал монашеским именем — Иннокентий Щирский».

Произведения Иннокентия Щирского нач. XVIII в. характеризуются своеобразной барокковой гармонией — «Корень дерева благоплодовитого», «Всенародное торжество», «Благословение Господне над Украиной», где подвижность и замысловатость, с которыми решены детали, получили композиционную завершенность, а «использованные им поэтические средства заимствованы как из традиционной поэтической и изобразительной сферы украинского фольклора, так и из источников зарубежного происхождения, в частности античной мифологии».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать