Когда скрытое становится явным
Об эссе Дмитрия Стельмаха «Скелети в письменницьких шафах»Издательство «Либідь» выпустило книжку сына выдающегося классика украинской литературы Михаила Стельмаха — эссе «Скелети в письменницьких шафах» Дмитрия Стельмаха.
Писатели жили, творили, писали, оставляли по себе романы и поэмы, которым суждено было войти в историю украинской литературы. А какими людьми были авторы произведений, которые теперь изучают в школе? Какие у них были привычки? Имели ли чувство юмора? Кто из них дружил между собой, а кто враждовал — и почему?.. Читатели получили возможность открыть для себя немало малоизвестных фактов из жизни писателей и общественных деятелей. Это коротенькие воспоминания об известных и менее известных личностях, с которыми автора издания судьба свела в 1960—1970 гг.
Дмитрий Стельмах родился в Киеве. Окончил КДУ и Международный институт менеджмента. Работал научным сотрудником в музее, редактором в издательстве. Зная в совершенстве иностранные языки, осуществил переводы произведений таких известных зарубежных писателей, как Рей Бредбери, Марк Твен, Брет Гарт, Катарин Причард, Чарльз Перси Сноу, Раймонд Муди, Джон Фаулз, Далтон Трамбо, Филим Пуллман, Энид Блайтон, Нортон Джастер и др.
Его детство прошло в среде творческой интеллигенции и партийной номенклатуры. В книге вспоминаются события, участниками которых были Валентин Маланчук, Алексей Ватченко, Анатолий Хорунжий, Владимир Яворивский, Юрий Збанацкий, Олесь Гончар, Максим Рыльский, Остап Вишня, Иван Ле, Василь Симоненко, Анатолий Костецкий, Василь Герасимюк, Дмитрий Павлычко, Анатолий Кичинский и многие другие. Одни из названных героев книги предстают перед читателями чрезвычайно порядочными людьми, которым удалось, невзирая ни на что, сохранить моральный облик во времена партийного диктата и тотального контроля спецслужб. Другие же, духовно сломавшись, выглядят разрушителями человеческих судеб и рабами замысловатых иллюзий.
Показательны в этом плане коротенькие эссе Дмитрия Стельмаха, названия которых дают полное представление об их содержании — «Как Довженко из Киева эвакуировали», «Как расправлялись с Сосюрой», «Как расправлялись с Рыльским», «Как Ватченко отцову пьесу снял с репертуара», «Об еще одном нераскрытом ирпенском убийстве», «Как Перепадя возмутил серьезных людей», «Как Дмитрий Павлычко украинскую поэзию пропагандировал» и другие.
Как известно, Михаил Стельмах получил Шевченковскую премию в 1980 году за роман «Чотири броди», посвятив его своему многолетнему другу — Максиму Рыльскому. Именно Стельмах, как пишет его сын в книге «Скелети в письменницьких шафах», один из немногих морально поддержал Рыльского в 1947 году, когда последнего распинали за «национализм» и «формализм» в Союзе писателей.
Бесспорно, Дмитрий Стельмах заслуживает уважения за откровенность и смелость говорить правду о поступках людей, которых он очень хорошо знает. И как пишет в коротенькой аннотации к книге писательница Галина Вдовиченко, для многих читателей прочитанное станет настоящим открытием, заставит задуматься над тем, что не только поступок, но и сказанное слово оставляет по себе след.
Выпуск газеты №:
№100, (2013)Section
Украинцы - читайте!