Когда воплощаются фантазии писателей-абсурдистов
Издательство Сергея Пантюка представило «Кагарлык» Олега Шинкаренко
Одна из украинских литературных новинок, уже успевшая побывать на Лейпцигской книжной ярмарке, — новая книжка прозаика, журналиста и блогера Олега Шинкаренко. «Кагарлык» выдержан в эстетике абсурда и в традициях антиутопии. В книжку вошел роман (или, скорее, повесть) «Кагарлык», ряд рассказов и два «киносценария» (по сути, тоже рассказы). Именно, исходя из главного текста («Кагарлык»), и дано название этой рецензии. Хотя в действительности я кое в чем преувеличил. Фантазии Олега Шинкаренко, к счастью, воплотились далеко не полностью, но тенденции вынуждают задуматься.
Главная сюжетная линия произведения-путешествия — попытка главного героя вернуть память и найти жену. Его причудливые странствия происходят в еще более причудливом антураже. Перед нами «постапокалипсическая» Украина: после вторжения России и нескольких ядерных войн здесь осталось совсем немного жителей, Киев стал почти пустым и запущенным городом, зато разросся Кагарлык, время бежит с различной скоростью в зависимости от места, по стране рыщут банды боевиков «Русского мира», группы не очень понятных партизан и просто банды, быт мирного населения скатился до уровня перед индустриальной революцией, но при этом действуют отдельные сверхсложные технологические достижения — скажем, сознание умерших людей научились «клонировать» в специальные приборы. Среди всех этих диковин главный герой пробирается вместе с человеком, посланным с Запада, чтобы спасти его, хотя иностранному гостю, кажется, интереснее просто посмотреть, чем выполнять свою миссию.
Сам Олег Шинкаренко говорит, что выдумал свой «Кагарлык» еще год тому назад и не искал пророчеств, а использовал, обыграл и деконструировал уже имеющиеся в украинском обществе политические фобии. Собственно, таких сгустков массового сознания в книжке обыграно немало. Это и особенности межнациональных взаимоотношений (в частности, здесь давно ожидаемое не в целом ли мире нападение Китая на Россию), и религиозные моменты, и просто бытовая культура. Свое антиутопическое «общество будущего» Шинкаренко выстроил очень непосредственно и будто не очень согласно гравитации, то есть согласно постулатам уже упоминавшейся абсурдной эстетики. Как следствие — появляется село, которое полностью живет под землей и кормит там гигантского крота — ядерного мутанта. Или село, в котором все жители таскают на себе большие камни, чтобы духовно закалиться и усовершенствоваться. А таскать их трудно и лень, и они просто пытаются лишний раз не подниматься с кровати и никуда не идти из дома.
Роман разделен на эпизоды — приблизительно по сто слов каждый. Кому-то это, возможно, будет мешать читать, однако, такой подход лишний раз подчеркивает текучесть текста, его сгущенную атмосферу и условность сюжетного движения: суть «Кагарлыка» не так в динамике, как в «картинках» посткатастрофичной жизни, в изображенных ситуациях. В них же его сила и интерес.
Остальная книжка, то есть рассказы, представляют собой более концентрированный, зато и более веселый абсурд. В них почти нет той жуткой атмосферы воплощенных фобий. Зато есть, например, иронически гипертрофированный ритуал похорон — «в Запорожье в феврале 2006 года», как педантично уточняет Олег Шинкаренко. Или рассказ «Журналистское расследование» — одно длинное предложение. Бесконечные блуждания ли героя по морозному городу, улицам, которые имеют снежные и ледяные названия в обществе человека с замерзшей бородой, или, в конечном итоге, очередное забавное воплощение распространенной идеи о роботе, который заменяет человека.
Олег Шинкаренко — наверное, самый последовательный абсурдист в сегодняшней украинской литературе. И хотя, как и каждый очень непосредственный автор, кое-где он заметно перегибает палку, эта эстетика у него действительно органическая. Шаткое равновесие сдержанной, небогатой лексики и раскачанной качели фантазии на фоне крайне скептических, метких, но локальных наблюдений о жизни общества делает стиль Шинкаренко эффектным и убедительным. И — напоминает, что литература является полноправным элементом замысловатого окружающего мира, а, следовательно, когда что-то из написанного даже абсурдистом воплощается, то удивляться этому не стоит.
Выпуск газеты №:
№56, (2014)Section
Украинцы - читайте!