Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Котел» и «Я – свідок» – о настоящей Украине»

Читатели — о путях развития страны, которые показали им издания «Дня»
03 июня, 10:59
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Трилогия «Дня» о новейшей истории Украины — «Котел, або Справа без терміну давності», «Я — свідок. Записки з окупованого Луганська», «Катастрофа і Тріумф. Історії українських Героїв» — пользуются большим успехом. В редакцию продолжают поступать отзывы на книжные новинки из «Библиотеки «Дня» от наших читателей. Напоминаем, что бестселлеры газеты были представлены не только во многих городах Украины, но и за рубежом, в частности на Международном книжном форуме в Варшаве. Книги уже успели пережить второе переиздание, более того, первый сборник из триптиха — «Котел» — был переведен и издан на английском языке под названием «A Case without а Statute of Limitations». Итак, вашему вниманию некоторые оценки наших почитателей, в частности, книг — «Котел, або Справа без терміну давності» и «Я — свідок. Записки з окупованого Луганська».

«КОТЕЛ» — КНИГА О СИМБИОЗЕ СОВЕТСКОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И ОЛИГАРХИЧЕСКОГО КАПИТАЛА»

Владимир БОЙКО, историк, Чернигов:

«Котел» — не об Иловайске, хотя, очевидно, это первая ассоциация, которая возникает, когда мы видим книгу. Она — о деле без срока давности: в узком смысле — об убийстве Георгия Гонгадзе и подобных преступлениях, их заказчиках — высокопоставленных должностных лицах, а в более широком — о том, как мы дошли до  дня сегодняшнего.

«Котел» — не исследование, а сборник публицистики, не претендующей на исчерпывающие ответы. Ее необходимо воспринимать как целостность — лишь прочитав последний материал и держа в памяти содержание всех предыдущих. То есть речь о принципе импрессионизма, когда каждая отдельная составляющая мало что скажет читателю. Для понимания, с чем ты имеешь дело, придется отойти на определенное расстояние — лишь тогда можно увидеть картину и оценить ее.

Мозаичность сборника позволяет откровенно сказать то, о чем молчит официальная Украина и не слишком часто напоминает общественная, о чем мы не осмеливаемся признаться самим себе — страшновато и некомфортно. Да и зачем — приоритеты изменились. Но не имеющаяся система государственного управления в Украине. Она, по мнению бывшего заместителя министра экономики Польши Петра Кульпы, основа для богатства и нищеты народов. Последнее — о нас.

«Котел» — это книга о симбиозе советской модели администрирования и олигархического (следовательно — компрадорского, то есть — предательского) капитала, сформировавшемся при президентстве Леонида Кучмы. Она предусматривает преимущественно внеправовые средства управления и тотальную неформальную зависимость всех составляющих от высшего звена. Это — вертикальное «крючковое» управление, которое крайне плохо воспринимает базовые и горизонтальные инициативы. Худшей смеси для народа и государства, возможностей их развития не представишь. В результате имеем разграбленную страну наподобие латиноамериканских, где узкий круг очень богатых людей контролирует все, а подавляющее большинство довольствуется подачками с барского стола — особенно во время выборов, когда нужно в буквальном смысле этого слова купить приверженность «электората». И какая-то, довольно значительная часть избирателей (а даже известных журналистов), идет на это. Они — вторая необходима составляющая такого способа управления. В свое время, как говорится в одном из материалов сборника, подобное состояние большинства граждан позволило установить в Украине авторитарный режим со всеми его «родовыми пятнами», в частности — политическими убийствами и запугиванием несогласных.

Поэтому «Котел» — еще и мартиролог фамилий украинских политиков, погибших на наших глазах. Недостаток некоторых из них страна чувствует до сих пор. К другим общество имело многочисленные вопросы и, очевидно, желало бы привлечь к ответственности. Но при любых обстоятельствах — почему физическое уничтожение (по сути — бандитизм) и другого сорта расправы стали рычагом политики в Украине? Если такое позволяется делать с людьми известными, публичными, то на что тогда надеяться обычному украинцу? Где, в каких государственных органах ему искать правды, и может ли он в принципе надеяться на что-нибудь при условии столкновения своих интересов с теми, у кого теперь власть и деньги?

Последние в реальных изменениях не нуждаются (без разницы, идет речь о власти или оппозиции), ведь сложившаяся система позволила им сконцентрировать в своих руках финансово-имущественные ресурсы. Поэтому они защищают ее, как могут (сознательно или нет) — даже теперь, невзирая на все предыдущие потрясения и кровь. По сути — оберегают собственные источники обогащения. Конечно, при такой постановке вопроса средства управления остаются неизменными, многократно проверенными на практике — силовыми, коррупционными, непрозрачными. Разве что приходится, как мантру, повторять майдановскую риторику и клятвы в верности европейскому пути развития. Но при отсутствии устойчивых внутренних убеждений, конъюнктурности — это лишь внешняя форма, имитация.

В основе такой стабильности — отсутствие ответственности за предыдущие преступления. Если было можно тогда, то почему не теперь? Между тем в сознании значительной части сограждан произошли серьезные изменения — настолько глубинные, что можем утверждать: теперь у нас граждане лучше, чем те, кто пытается управлять от их имени. Оставлять их мнения и оценки вне поля зрения — значит подвергать страну опасности новых общественных потрясений, которые государство может и не выдержать. К тому же резерва ресурсов у нас уже нет — наследство окончилось.

Есть другой путь, который и предлагается в книге: Украина должна качественно меняться, избавиться от зависимостей предыдущего периода. Чтобы так произошло, сборник заставляет читателя возвращаться к вещам, которые, возможно, ему бы хотелось забыть. Тем более, что последние годы предоставили нам уж слишком много оснований, чтобы такого побега хотелось больше всего. Человеческое восприятие построено так, что ближние события, тем более эмоционально насыщенные, отодвигают давнишние, создавая эффект потери памяти. В конце концов, это один из фундаментальных принципов, позволяющий заинтересованным лицам и группировкам контролировать и направлять коллективное сознание. В результате происходит подмена действительности, побег от реальности — как в матрице. Нужно иметь немалую силу воли, умение анализировать разрозненные факты и смелость, чтобы вернуться к действительности, несмотря на искушение ее не замечать. Это личная ответственность, но она предусматривает объединение единомышленников, о чем также говорится в издании. Для формирования гражданского давления.

Таким образом, книга напоминает небезразличному гражданину, кто, как и почему строил систему государственного управления в Украине, от которой мы хотим избавиться, и чего это стоило стране и каждому из нас лично, а еще — за какие ценности, в том числе исторические, страна восстала. В конце концов  — «без правды нет свободы».

«КНИГА «Я — СВІДОК» ЯВЛЯЕТСЯ ДОКУМЕНТОМ, КОТОРЫЙ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В СУДЕ ПРОТИВ ПУТИНА»

Татьяна РОДИНА, актриса, Нью-Йорк:

— Тем, кто потерял свои жилища, кто потерял целый мир своего детства, юности, жизни, вряд ли можно понять, что означает перелом мышления — до и после войны. А еще сложнее сделать фундаментальный анализ всего произошедшего, особенно, когда приходится вариться в гуще событий, в глубине чувств и болезненных рефлексий. Осмыслить трагедию, которая произошла на Донбассе, действительно, сложно. И не только потому, что случилось то, во что не верилось, и даже в самом ужасном сне представить себе было невозможно. За все годы до оккупации Донбасс находился в информационном вакууме, в тисках пропагандистского пророссийского влияния. И это несмотря на то, что там присутствовала якобы украинская власть! Считаю, что Валентину Торбе в своей книге «Я — свідок. Записки з окупованого Луганська» удалось это сделать.

Я сейчас живу в Нью-Йорке уже несколько лет и являюсь этнической россиянкой. Но скажу откровенно            — когда РФ оккупировала Крым, и началась война на Донбассе, я не захотела оставаться россиянкой и демонстративно в социальной сети выложила свое свидетельство о рождении с зачеркнутой графой «русская» и новой надписью, которую я сделала собственноручно,   — украинка! Это был не просто эмоциональный шаг. Стыдно принадлежать к тем, кто цинично ворвался в мое жилище и превратил его в ад. У Валентина Торбы в книге «Я           — свідок» достаточно подробно описаны провокации, которые осуществляли спецслужбы РФ в Луганске, когда минометные обстрелы велись из города по городу и выдавались за «преступления» якобы украинских ДРГ. А это значит, что «Я — свідок» — не просто книга. Это документ, свидетельство. И то, что Валентин в конце книги резюмирует свой рассказ конкретными обвинениями Кремля, доказывает, что этот документ должен быть в будущем обязательно использован для осуждения преступного путинского режима. Режима, который поставил мир на порог третьей мировой войны.

РФ должна ответить. Но не только ее верхушка. Все, кто либо активными действиями, либо пассивной апатичностью позволил развернуться агрессии против Украины, должны быть наказаны. Иначе россияне в очередной раз отнесутся к этому преступлению как к «историческому эпизоду». Точно так же, как они не считают сейчас преступлением депортацию чеченцев и крымских татар, точно так же, как они сейчас восстанавливают памятники массовым убийцам и поклоняются им, россияне и дальше будут реинкарнировать Зло, о котором пишет Валентин Торба. Германия свое покаяние пережила. То же самое должна сделать и Российская Федерация. И как нацизм стал для всего мира синонимом масштабного преступления, так же и путинизм должен отождествляться с мировым злом.

P. S. Напоминаем, что все книги из Библиотеки «Дня» можно заказать на нашем сайте, в разделе «Магазин» (day.kyiv.ua/uk/library).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать