Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Крыша вместо кресла, или Нерядовые места для читак

18 июля, 15:18
РИСУНОК АННЫ ГАВРИЛЮК / «День»

«Венера в мехе». Леопольд Захер-Мазох. Девушка 20 +, солнечные очки в белой оправе, красное платье, сумка из магазина Trader Joe’s, много браслетов, поезд на линии F (Наверное, Манхеттен. — Авт.)» — такую книжную охоту устраивают авторы блога Cover spy (Шпион за переплетами). Корреспондент «Дня» попробовала себя в роли книжной ищейки и выведала, в каких экстремальных местах можно читать.

Ежедневно мы замечаем людей с книгами вокруг себя — в парках, кофейнях, общественном транспорте — от междугородных поездов до метро, трамваев и даже маршруток. И все эти люди с книгами разные. Это могут быть студенты, которые готовятся в парке к будущим семинарам или просто отдыхают после пар. Могут быть пенсионеры, которые перечитывают в троллейбусах книги своей молодости, изданные еще в советские времена, или научные труды. Видела собственными глазами: мужчина, как говорят, интеллигентной внешности, в сером плаще и шляпе в троллейбусе 14-го маршрута читал «Історичні витоки українського лицарства» Юрия Фигурного. Конечно, с появлением электронных книг стало довольно проблематично понять, что читает человек, и, соответственно, составить о нем первое впечатление. Кстати, сам город, а особенно место, также налагает отпечаток на литературные вкусы. В киевском метро чрезвычайно редко можно встретить пассажира, который читает бумажную книгу, а если и так, то в 90% случаях это будет Донцова или Маринина. Подобное чтиво прячется и за чехлами «читалок», если взглянуть на экран. Зато во львовских трамваях e-book — нонсенс. Здесь предпочитают бумажную книгу, достаточно часто — это старая зарубежная проза.

То, что книга покинула свое насиженное место в библиотеках, архаичных читальных залах и вышла за рамки комфортных домашних диванов, не будет отрицать никто. Теперь она смело гуляет по аллеям парков, оставаясь иногда на скамьях, чтобы получить нового хозяина. Уже сегодня книга вместе со своими читателями карабкается на крыши, поселяется в руинах забытых психбольниц, выходит на пляжи и даже путешествует на Говерлу. Об этом «Дню» рассказали любители экстремального чтения.

— Я в принципе люблю читать где угодно, — рассказывает украинский студент UAM Poznan Александр Примас, — потому зачастую придется это делать в странных местах — в маршрутках, на крышах, собственно, где угодно. Как-то мы с друзьями решили устроить чтение своих и чужих поэзий на крыше. Собралось семь человек, которым уже надоела рутина и которые просто хотели приятно провести время в хорошей компании, — место не имело значения. Лично я соскучился по крышам — я их частый гость. Мы нашли открытую крышу в центре города, как раз около полицейского участка, влезли туда с пледами и вот так, на несколько метров ближе к небу, начали читать стихи. С тех пор это одна из моих любимых крыш, иногда туда прихожу, когда хочу побыть сам и почитать книгу. Можно взять в сумку с собой яблок и читать, читать, читать. Было даже, что я читал биографию Эйнштейна в лифте и по пути в театр, но только потому, что она была очень интересной, и я не мог оторваться. Сегодня я собираюсь ехать на озеро, и уже запихнул в сумку роман, который сейчас читаю. Иногда люди смотрят на меня с удивлением, когда видят с книжкой в общественном транспорте. Думаю, это люди, которых книга удивляет в принципе, и они нигде не читают.

— Год назад, из-за нехватки площадок для выступлений и сезон отпусков, по инициативе Екатерины Ляшевской, одной из немногих «активисток» и организаторов сайта Литклуб, я и ряд других не очень известных поэтов и поэтесс разного уровня и стиля решили собраться в субботний жаркий день на крыше одного из недостроенных корпусов Павловской психиатрической больницы, которая граничит с Бабьим Яром, — вспоминает поэт Михайло Жаржайло. — Однако мы столкнулись с определенной проблемой — не все люди, желавшие читать свои стихотворения, оказались смелыми, однако все-таки пошли туда, задерживая мероприятие страхом высоты (там действительно были места, где нужно было проходить рядом с пропастью, но если быть осторожным — подниматься очень просто). Читали стихотворения все желающие, по очереди, без ограничения по содержанию или языку. У кого-то это были действительно качественные и проницательные как рифмованные тексты, так и верлибры. У кого-то — бред на уровне школьного стихотворства. Мероприятие априори не могло быть массовым — вряд ли мы могли бы собрать большую аудиторию, ведь это фактически опасный для жизни объект. Меня лично привлекает такая идея — потому что это одно из немногих мест в Киеве, где можно в неформальном окружении отдохнуть, почитать, полюбоваться видами Киева (видно Днепр, левый берег, новостройки, телецентр). В таких локациях искусство может восприниматься по-особому, потому что само пребывание в этих местах говорит о том, что сюда пришли с определенной целью — почувствовать, понять. Кто-то почувствует энергетические потоки урочища Бабий Яр, кто-то лучше будет воспринимать интертекст художественного произведения под открытым небом, а кто-то скомбинирует это всt вместе и почувствует что-то своt. Для людей, которым интересно и искусство, и активный отдых, — это идеальное сочетание.

— Чтение книг и путешествия — две сущности, которые неразрывно связаны в моём сознании, — говорит Вячеслав Тимощук, инженер-аналитик компьютерных систем. — Однако путешествия не всегда бывают приятные. Давно, ещё в студенческие времена, пришлось ездить в переполненных электричках. Как читать в набитом людьми вагоне или тамбуре? Я нашел гениальный выход — стать на стыковом соединении между вагонами. И хотя там ужасно громко стучали колесные пары, но увлекательная книга быстро отключала меня от реальности. Зачастую случалось читать в очень необычных ситуациях. Во время одного из горных турпоходов под вечер пошел сильный дождь, почти все вещи намокли, поэтому ночевать пришлось в мокром спальнике, держа такие же мокрые вещи на руках и вычерпывая воду из палатки. Однако это была прекрасная ночь для чтения, именно тогда я прочитал основную часть книги Кастанеды. Я понял, что есть тексты, которые стоит читать тогда, когда ты немного ближе к небу, чем обычно. А дальше была Говерла и чтение на наивысшей точке Украины. Тогда казалось, будто вся вселенная у тебя на ладони, и что когда сильно присмотреться в одну из сторон — можно увидеть события, описанные в книге.

Во всем мире книга становится чем-то большим, чем литературное произведение, захватывает все новые и новые территории. Например, пока украинцы осваивали горную местность, на пляжах итальянского города Чиленто еще в прошлом году внедрили инициативу Пляжные библиотеки, которую предложила организация защиты окружающей среды города Кастеллабате. Много ли на пляжах людей с книгой? У нас все еще есть страх перед публичным чтением, страх быть непринятым в мир тех, где книга — непопулярна. А еще — жадная привычка не отпускать книгу, а забивать ее в свои библиотеки лишь для галочки, чтобы можно было пощеголять перед гостями. Нам нужно научиться общаться с книгой, и начать можно прямо сейчас.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать