Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Лирик и мастер больших жанров

15 сентября, 20:17

Творчество Клима Полищука — яркое, но до сих пор не возвращенное в историю украинской литературы художественное явление. Современные исследователи все чаще обращаются к забытому наследию, особенно к творчеству представителей Расстрелянного Возрождения, но процесс возвращения имен многих писателей трагической судьбы длительный. Одной из таких нерядовых фигур был Клим Полищук.

Родился 25 ноября в 1891 г. в городе Краснополье Житомирского уезда на Волыни. Читать научился у отца и на всю жизнь полюбил книгу. Из воспоминаний писателя известно, что он особенно увлекался «Тарасом Бульбой» Гоголя и произведениями Достоевского. Образование получил по большей части самостоятельно. В 1909 г. выехал в Петербург, где поступил в художественное училище при Академии искусств. Также в Петербурге слушал лекции в психоневрологическом институте. В этом же заведении учился Михаил Семенко. Так судьба впервые свела двух писателей. В этом же году состоялся литературный дебют художника: «Волинські легенди» и детские сказки «Що співав соловейко?» были напечатаны во львовском журнале «Дзвінок». Эта публикация появилась после благословения Анны Барвинок.

Из-за материальных лишений и притеснений писатель вернулся в Житомир. В 1912 году он пошел на службу в Волынское губернское земство, где работал до начала Первой мировой войны. Скучная канцелярская рутина была противна окрыленной душе поэта. Писатель стремился воплотить высокие идеалы своей молодости. Патриотические взгляды сформировались у писателя еще в достаточно молодом возрасте. Писатель ненадолго был арестован как «мазепинец» и «сепаратист» и выслан в глухие дебри Пермщины.

Революция 1917—1920 гг. пробудила национальное сознание украинского народа, стимулировала творческую активность литераторов. Во время революции Клим Полищук работал в редакциях национально- ориентированных журналов «Український голос», «Народна воля», был членом редколлегий изданий «Народна справа» и «Мистецтво». Входил в литературные группы «Біла студія» и «Музаѓет».

После завоевания Украины большевистской Россией коммунистическая власть стала активно вмешиваться в литературный процесс. Писатель не мог долго терпеть тоталитарное надругательство над свободой художественного слова. И вполне закономерной стала эмиграция в 1920 году в Галичину. Там Клим Полищук вступает в брак с Галиной Орливной (Мневской), молодой писательницей и актрисой, но в браке с ней художник не был счастлив. Писатель живет в Перемышле, Бережанах и Львове. Вскоре у него родилась дочка Леся. Львовский период был наиболее плодотворным в творчестве писателя. В 1925 г. Полищук едет в Украину. Живет сначала в Лубнах, на родине Галины Мневской, а затем в Харькове. Впоследствии его семья распадается.

Кроме личной драмы, Климу Полищуку пришлось пройти сквозь горнило политической расправы. В это время в Украине начались широкомасштабные политические репрессии. Власть выбрала время, чтобы свести счеты со своими идеологическими оппонентами. Клима Полищука арестовали в Харькове 4 ноября 1929 года. 21 января 1930 года объявили приговор: 10 лет лагерей. До лета 1931 г. писатель находился в Пермской области, потом четыре года в с. Волынском около Караганды, впоследствии — на Соловках. 9 октября 1937 года дело «украинских националистов» было пересмотрено. Клима Полищука вместе с Николаем Зеровым, Григорием Эпиком, Марком Вороным и другим приговорили к расстрелу в ознаменование 20-летия октябрьской революции. Это случилось в Сандормосе под Медвежьегорском (Карелия) 3 ноября 1937 года.

О литературных произведениях Клима Полищука писали его современники: В.Самийленко, М. Жук, М. Богацкий, П. Горецкий, С. Буда, В. Коряк, В.Полищук, П.Тычина, Б. Тиверец и др. Нужно отметить, что отзывы современных Климу Полищуку критиков о его творчестве часто были беспощадными и резкими, но это было связано с тем, что художник пришел в украинскую литературу с новым словом, которое не все готовы были воспринять.

В советском литературоведении о жизни и творчестве Клима Полищука с коммунистических позиций писал Николай Родько. За последние годы творчество художника исследовали Раиса Мовчан, Валерий Шевчук, Сергей Яковенко, Петр Ротач, Мирослава Ковальчук.

Писателем были созданы поэтические сборники — «Співи в полях» (1917), «Поезії» (1919), «Звуколірність» (1921), прозаические произведения — «Веселий гурт» (1912), «Далекі зорі» (1914), «Серед могил і руїн» (1918), «Тіні минулого» (1919), «На порозі» (1919), «З виру революції» (1919), «Червоне марево» (1921), «Жменя землі» (1921), «Воєнко» (1921), «Золоті зернятка» (1921), «Скарби віків» (1921), «Розп’ята душа» (1921), «Казка палацу» (год издания не указан), «Манівцями» (1922), «Легенди» (1923), «Світ червоний» (1923), «Жертва» (1923), «Ангельський лист» (1924), романы — «Отаман Зелений» (1922, вторая редакция — 1925) и «Гуляйпільський “батько”» (1925, переиздание 1926), пьесы — «Тривожні душі» (1924), «Гад звіринецький» (1925) и произведения, которые печатались в журналах «Музаѓет», «Мистецтво», «Літературно-науковий вісник», «Життя і революція», «Нова громада», «Службовець», «Селянка України», «Зоря», «Універсальний журнал», «Червоний шлях», «Глобус».

В эпических жанрах шире проявилось литературное мастерство Полищука. Философская проблематика прозы Полищука разделена на онтологическую, экзистенциональную и антропологическую. В антропологических произведениях художника поднимаются проблемы духовного опустошения, моральной деградации и проблемы эмотивного характера. В творчестве Клима Полищука проявляется трагическое мироощущение, связанное с бинарной оппозицией между высокими идеалами и грубой реальностью. Герой писателя чувствует и осознает трагическую раздвоенность своего экзистенционального существования. Он выбирает новые, необычные пути познания трансцендентных сущностей, в котором проявляется своеобразный экзистенциональный бунт против общепринятых норм поведения и мировоззренческих принципов.

Писатель проявил себя и как мастер больших эпических жанров. В романах «Отаман Зелений» (1922, вторая редакция — 1925) и «Гуляйпільський “батько”» (1925) писатель изображает широкую панораму гражданской войны, создает образы вожаков противоборствующих сил, художественно воплощает особенности украинского национального менталитета: демократизм и стремление к свободе.

Жизнь и творчество писателя в советское время замалчивались или оценивались в негативном ракурсе. Литературные произведения Клима Полищука вобрали в себя ведущие художественные искания в украинской литературе первых десятилетий ХХ века. Он занимает весомое место в украинской литературе как один из творцов украинского символизма в эпоху его расцвета, рядом с П.Тычиной, Я. Савченко, Д. Загулом, В.Кобылянским и др.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать