Меню для размышлений: апрель

Патти Смит
«Просто дети»
Автор книги, певица и «крестная мать панк-движения», Патти Смит выполнила данное себе обязательство — написать книгу воспоминаний о фотографе Роберте Мэпплторпе, музой и близким другом которого была в течение его жизни. Надо сказать, что напечатанное на 360 страницах обещание в 2010 году в США наградили премией National Book Award. А с конца прошлого года в Украине можно купить перевод с английского, правда, на русском языке.
Чем особенна эта книга? Вероятно тем, что окунает читателя с аквалангом на уровень «глубокого воздуха» в богемную эпоху конца 60-х — начала 70-х: битники, группы The Rolling Stone, The Doors, Дженис Джоплин, «Фабрика» Энди Ворхола, атмосфера известной гостиницы «Челси», художники, фотографы, актеры и все то, что ассоциируется с ними. Искренность и обширная детализация делают эти мемуары фиксатором поколения, которое стало источником вдохновения для творческих людей на долгие годы.
Конечно, нельзя не сказать, что «Просто дети» написана с несколько откровенными зарисовками. Дело в том, что Патти Смит встречалась с Робертом Мэпплторпом и даже после того, как они перестали быть парой, все еще оставалась надежным другом, советчицей и любимой моделью. Поэтому понятно, почему ей известно «немного» больше, чем другим.
В мемуарах певица рассказывает, как параллельно каждый из них нашел свое призвание, какие препятствия пришлось преодолеть и что удалось обрести из моральных сокровищ.
Интересно, что в книге несколько раз упоминаются украинцы. Например, роман австралийского писателя «Сапоги рыбака» о кардинале из Львова, который после заключения в ГУЛАГе становится Папой Римским. Или же о выставке художника Джона Грэхема (настоящее имя Иван Домбровский), киевлянина, который эмигрировал в США в 1920 году.
Валентина КЛИМЕНКО, Ирина ПАСИЧНИК (составители)
«Я, Билокур Екатерина Васильевна»
«Нехудожественное» наследие художников с мировым именем назвать можно сразу: письма Ван Гога к брату Тео, «Дневник гения» Дали... Но среди украинских мастеров кисти мемуарную литературу найти крайне сложно.
Книжка-альбом о Екатерине Билокур — это одновременно и ее нерастиражированные письма, и репродукции («вещественные доказательства» предоставлены Яготинским государственным историческим музеем, Яготинской картинной галереей и Мемориальным музеем-усадьбой Екатерины Билокур в Богдановке), и статья распорядителя, которая переосмысливает роль художницы в украинском культурном контексте в частности и мировом в целом.
После прочтения «мастер цветочного мира» показывает новые грани своего мировоззрения, характера, жизни. Екатерина Билокур является тем самым сельским философом и гуманистом, действительно гражданкой мира. Она, несмотря на отсутствие семейного уюта, проблемы со здоровьем и сложную финансовую ситуацию, не сетует, не гневается, а видит и воспринимает мир удивительно прекрасным и вдохновенно желает того, чего не имела сама, другим. Например, на одно из писем, в котором начинающий художник просит совета, Екатерина Билокур искренне отвечает: «...если вы думаете стать художником-самоучкой, господи упаси вас от этого — какой это тяжелый и трудный путь, школа — это счастие... я ему этому святому искуству отдала молодость, силу свою молодую и всю себя... спросить то было не у кого... один и тот же предмет может быть рисовала сто раз... желаю вам всего хорошего, желаю, чтобы у вас была семья и чтобы были не одиноки».
Мила ИВАНЦОВА
«Игра в параллельное чтение»
Весенняя новинка от «Золотого письменника України» (по версии конкурса «Коронація слова») — «книжка в книжке» о выборе, долге и ответственности.
Композиционно «Игра в параллельное чтение» напоминает «Бедных людей» Федора Достоевского и «Одиночество в сети» Януса Вишневского: главные герои (любовники Жанна и Виталий) во время недельной командировки отправляют друг другу электронные письма, высказывая мнения о прочитанных коротких рассказах из случайно найденной в купе зеленой флешки, и осмысливают свои отношения. При этом параллельно развивается двойная сюжетная линия каждого из них вне переписки: то, что происходит вне адюльтера и что, собственно, предшествовало этому. Иногда сюжет приобретает гиперболические мелодраматические черты. Что, в конце концов, и приводит к неожиданной развязке. Следовательно, в центре — живые истории конкретных людей. Легкости прочтения способствует визуальное выделение рассказов из флеш-карты, электронной корреспонденции и собственно авторского языка. А еще — типология «по Скарабееву» (определение психологического портрета по наполнению корзины в супермаркете).
В течение романа нередко попадаются ссылки на актуальные общественные проблемы: отношения без обязательств, измена, брак по «беременному расчету», собака на сене, а также более глобальные — наподобие экологии, эмансипации и... честности перед собой.
Тезис, озвученный главным героем, — «Дом не горит. Поэтому нет смысла из него выпрыгивать», каждый интерпретирует по-своему.
Но если вам такая книжка попадет в руки после философской прозы, лучше... сделать паузу.
Грейс МАККЛИН
«Самая прекрасная земля на свете»
Не удивляйтесь, если под детской обложкой найдете взрослый текст. И хотя роман написан простым языком и сначала кажется несколько банальным, это впечатление быстро развеивается. Книга коснулась, даже не так — ухватила за загривок, важные и сложные проблемы. Прежде всего она о вере. В Бога и чудеса. О том, в чем нуждаются дети и что они теряют. О родителях, которые стоят перед выбором, и об осознании ими ответственности. О категоричности. О давлении общества. О религиозном фанатизме. О слепой вере и ее потере в результате разочарования.
Немало литературоведов склоняются к мысли, что наиболее полно религиозная тема раскрыта в «Братьях Карамазовых». Однако здесь есть разница: речь идет о личности, которая только формируется, в отличие от Алексея или вообще Зосимы, которые уже утвердились в своем мировоззрении. И десятилетняя девочка, Джудит Макферсон, оказавшись один на один с внутренним миром, вынуждена советоваться с голосом Бога, а не с папой, которому все некогда, ведь он озабочен неотложными проблемами — ради Джудит, конечно. И не с мамой, которая умерла при родах, из-за того, что отказалась переливать кровь, ведь это противоречило религиозным догмам.
Наконец, эта книжка, учитывая сложные жизненные ситуации, не для детей. Она, скорее, для родителей, и особенно для потенциальных. Это своеобразная иллюстрация ценности внимания и любви к ребенку. Того, на чем и держится хрупкий нежный мир.
Герман ГЕССЕ «Сиддхартха»
Выяснить, в чем смысл жизни — задача на годы, а может, и десятилетия. И всем ли она по силам?
После этой книги попасть на дорогу к себе намного легче. В любом случае появляется желание переосмысливать поступки, цели, отношения и окружение. Расставить определяющие акценты.
Герман Гессе говорит о вечных темах — религии, борьбе материального и духовного, легкости и грузе любви, собственных шагах и наследовании, потреблении и отдаче, бетонности будничности. Хотя текст создан в духе буддистской филисофии, однако это не означает, что людям с другим вероисповеданием она будет чужой — в книжке сконденсированы общечеловеческие постулаты. Наконец, лейтмотив — любовь галактического масштаба, которая движет миром.
Образы романа довольно аллегорические и знаковые. Хотя и отличаются от Йозефа Кнехта и Гарри Степного волка. Как и стилистическое строение романа-притчи «Сиддхартхи» в целом отличается от гессовских узнаваемых художественных средств.
Поэтому, вероятно, каждый читатель с высоты опыта, интеллекта и интуитивного ощущения увидит чрезвычайно особенную индивидуальную проекцию мира. А еще «Сиддхартха» — повод понять влияние Карла Густава Юнга на автора.
Следовательно, книжка, которую называют «библией философского нонконформизма». И всего лишь 150 страниц.
Артур ШОПЕНГАУЭР «Мысли»
Труды философов — тексты без «срока давности». Артур Шопенгауэр — личность достаточно противоречивая. Взять, например, его репутацию известного мизантропа в целом и человека, резкого в своих суждениях, в частности. Речь идет не только о толерантности к Канту и критике Гегеля...
Философ в известной степени «моногамный»: написал «Мир как воля и представление», всю жизнь дорабатывал ее, непрерывно комментируя. «Мысли» — как раз один из текстов «в приложении».
Короткие разделы «О физиономике», «О женщинах», «О самостоятельном мышлении» красноречиво семантически наполнены. Один из наиболее интересных — «О критике, суждении, одобрении и славе». Книга в целом напоминает энергичный монолог. Перерывать, соглашаться или протестовать — это уже на ваше усмотрение.
Лаконичный формат «Мыслей» настраивает на чтение с комфортом, хотя, в случае с этой отраслью, это звучит странно. Серьезные книги не всегда толстые и сложные. При желании вполне возможно читать авторов типа Шопенгауэра в дороге или в отпуске.
Мы же помним, что нация, которая не читает философов, не способна создать «Мерседес»...
Выпуск газеты №:
№62, (2013)Section
Украинцы - читайте!