«Метро в Кибинцы»
О футуристическом фестивале в сельском пейзажеНа днях в селе Кибинцы на Полтавщине состоялся литературно-художественный фестиваль «Метро в Кибинцы». Он посвящен памяти знаменитого уроженца этого села — первого украинского поэта-футуриста Михайля Семенко. Название фестиваля тоже является цитатой из стихотворения Семенко, в котором он около восьми десятилетий тому назад пророчил транспортную революцию в Украине, в частности, появление метрополитенов и качественных автодорог. Не все поэтические предсказания сегодня полностью осуществились, но факт, что на кибинецкий фестиваль большинство его участников прибыло скоростными поездами — вероятно, не мог не порадовать душу футуриста.
Начался фестиваль в Кибинцах с экскурсии по селу, рассчитанной в основном на гостей праздника, приехавших сюда из Киева и Полтавы. Им показали пруд, на котором в свое время проходили концерты и спектакли, организованные помещиками Трощинскими. Здесь бывали выдающиеся культурные семьи тогдашней Украины — от Гоголей до Капнистов, — здесь был хороший театр, в конце концов Кибинцы в ХІХ веке принадлежали к группе городов и сел, которые торжественно называли «украинскими Афинами». К сожалению, дворец Трощинских не сохранился. Как не сохранилась и хата, где родился Михайль Семенко. Но собравшиеся смогли увидеть холм с полем, место, на котором она когда-то стояла. Организатор фестиваля, поэтесса и исследователь футуризма, постоянный автор «Дня» Любовь Якимчук, показала присутствующим немало уникальных архивных документов из жизни поэта и его семьи. Причем слова «и его семьи» здесь не пустая риторическая фигура, ведь мама Семенко тоже была писательницей, которая выступала под именем Мария Проскуровна. Парадокс в том, что мама экстравагантного и эпатажного авангардиста писала достаточно традиционные народнические рассказы, а он (якобы упорный ненавистник всего традиционалистического) помогал ей пристраивать эти тексты в редакции журналов. Еще одно доказательство относительности и условности любых интеллектуальных концепций в искусстве!
ПОСЛЕДНИЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ. НА ФОТО ОРГАНИЗАТОРЫ МЕРОПРИЯТИЯ — КУЛЬТУРНЫЙ МЕНЕДЖЕР ГАЛИНА ТАНАЙ И ПОЭТЕССА ЛЮБОВЬ ЯКИМЧУК / ФОТО ДИКИ АНТОНИЧ
Дальше состоялись поэтические чтения над прудом. Для самих поэтов они имели немного экстремальный характер, потому что читать приходилось, сидя в гамаке практически непосредственно над водой. Такая форма мероприятия была своеобразным обыгрыванием воспоминаний о том, как любила отдыхать и читать в гамаке в Кибинцах вторая жена Семенко, знаменитая актриса Наталья Ужвий. Поэзия звучала очень разная — от творчества молодых авторов из «десанта» издательства «Смолоскип», в чьих текстах можно найти аналогии с авангардом прошлого века (Мирослав Лаюк, Дарья Гладун, Лесик Панасюк и другие), или стихотворений поэтессы, журналистки и волонтера Елены Задорожной с мощным мотивом войны в экзистенциальном измерении, до творчества местных авторов. Среди них откровенно выделялась юная поэтесса Елена Назаренко — ее литературные поиски происходят достаточно интересным и самобытным способом.
Параллельно проводился художественный мастер-класс для кибинецких детей, его вел художник и дизайнер Юрий Барабаш. Дети рисовали и изготавливали маски. Как выяснилось немного позже, эти маски были задействованы в спектакле «Как возник мир и погиб Михайль Семенко», представленном на сцене Дома культуры. Режиссер Евгений Степаненко поставил его по пьесе Любви Якимчук. В ней обыгрывается история с розыгрышем, когда в журнале «Новая Генерация» оповестили о якобы найденном трупе Михайля Семенко. Шутка игривых литераторов стремительно переходит в настоящую трагедию судьбы творцов поколения «Розстріляного Відродження». В спектакле играли и молодежь Кибинец, и актер из Киева Сергей Солопай, и журналист, писатель Юрий Макаров, и поэты.
По завершении спектакля началось празднование Дня села — с музыкой, небольшой ярмаркой, танцами и аттракционами. Эта часть фестивального дня, конечно, получила ощутимо большее внимание местных жителей, чем «литературоцентрическая» программа. Но это вовсе не ставит под сомнение необходимость проведения подобных акций в селах. Они, во-первых, так или иначе знакомят людей с формами и направлениями современной литературы и искусства, отличающимися от «массовых» образцов. А во-вторых, дают среду и контекст тем жителям сел (или меньших городов), которые о таких направлениях знают и интересуются ими. Таким образом инициатива Любви Якимчук и Галины Танай (соорганизатор компании арт-экскурсий «Їздець») достойна как поддержки и поощрения, так и наследования.
Выпуск газеты №:
№143-144, (2016)Section
Украинцы - читайте!