О тех, кто победил СССР, преодолев страх
Вышло в свет дополненное переиздание воспоминаний Евгена Грицяка о Норильском восстании![](/sites/default/files/main/articles/28032013/23oblozhka.jpg)
Недавно издательство «Смолоскип» переиздало «Короткий запис спогадыв» Евгена Грицяка о Норильском восстании 1953-го года. Какое значение имел протест заключенных лагерей ГУЛАГа в Норильске для разрушения советской системы, и какую роль сыграл в этом восстании порабощенных людей за свои права и человеческое достоинство Евген Грицяк, «День» писал не раз. Еще больше расскажет читателю сама книга. Ведь это — исчерпывающая хроника тех событий.
К слову, в мае исполняется 60 лет со времени Норильского восстания. Без преувеличения эта дата заслуживает внимания украинского общества. Впрочем, займет ли этот своеобразный юбилей соответствующее место в информационном пространстве страны? Вряд ли. Тем более книга, изданная «Смолоскипом» является своего рода компенсацией за предсказуемую молчанку СМИ.
В 1953—1954 годах большевистскую карательную систему ГУЛАГ всколыхнули три массовых восстания политических заключенных. Первым и самым могучим, а также наиболее продолжительным во времени было именно Норильске восстание. Из всех лагерных восстаний это было единственным без применения оружия. В те времена это был чуть ли не единственный случай, когда кто-то отстаивал достоинство и человеческие права, а пулеметы молчали.
«Перед нами тот случай, когда автор книги не мог остаться живым. Возглавить восстание заключенных сталинского концлагеря означало последний этап, — пишет в предисловии к книге другой, не менее выдающийся политзаключенный Евген СВЕРСТЮК. — Играть в жизни свою последнюю роль. С таким осознанием можно было уже не думать о сохранении жизни, а только об умном ведении дела так, чтобы тебе поверили пять тысяч человек, чье достоинство ты защищаешь».
Впервые «Короткий запис спогадів» был издан в 1980-ом году в США, также издательством «Смолоскип» в эмиграции. Писать их Евген Степанович начал в 1978-м году — в двадцать пятую годовщину восстания. Подтолкнул его к этому знакомый со времен заключения, священник Украинской Греко-католической Церкви Зиновий Карась. А передать материал на запад помог Панас Залываха.
«В 1978 году, то есть в 25-ту годовщину восстания, я сделал «Короткий запис спогадів» (для себя самого), чтобы зафиксировать на бумаге все, что сохранилось в памяти с тех бурных дней. Но вскоре надо мной нависла угроза со стороны КГБ — быть посаженым в психиатрическую больницу. Поэтому я решил передать свои записки для сохранения на запад, где они не только сохранились, но и с легкой руки Осипа Зинкевича, директора издательства «Смолоскип» были изданы отдельной книгой», — пишет Евген Грицяк в авторском предисловии.
Впоследствии «Короткий запис спогадів» переиздавался в независимой Украине, в последний раз — в 2010-м году снятынским издательством «ПрутПринт». Но новое переиздание, осуществленное «Смолоскипом», в значительной степени дополнено. В «Короткому записі спогадів» впервые появляется вторая часть «Після повстання» — не менее интересная, чем первая. Ведь за первым освобождением Евген Грицяка следовало повторное заключение, новые лагеря, изучение английского, знакомство с йогой, которое вывело его на поле ненасильственной борьбы. В конечном итоге, в книге хорошо передана та неблагоприятная атмосфера, в которой оказывались политзаключенные, которые возвращались на волю, и схема поведения представителей КГБ, которое преследовало их за пределами лагерей. За право на жизнь нужно было бороться и в лагере, и вне его. Именно поэтому в 1981 году Евген Степанович, преследуемый КГБ, был вынужден написать Брежневу «Открытое письмо по поводу нашего равноправия». Такого шага от него не ожидали. «Евген Грыцяк написал о коммунистической системе свое свидетельство и вывел его на поле ненасильственной борьбы. А на этом поле насилие всегда проигрывает», — так охарактеризовал это письмо Евген Сверстюк.
«Открытое письмо по поводу нашего равноправия» полностью напечатано в переизданной «Смолоскипом» книге. Также сюда включены заявление на разрешение на эмиграцию, обращение к Леониду Брежневу и Индире Ганди с просьбой обеспечить право на выезд, такое же обращение в Комитет содействия выполнению Хельсинских соглашений, а также фотоматериалы.
Воспоминания Евгена Грицяка — это свидетельства о событиях, которые, несмотря на свою значимость, до сих пор не нашли для себя место в учебниках по истории. Впрочем, изложенные лидером восстания в его правдивой и понятной манере рассказывать, они легко находят путь к любознательному читателю.
Мы не могли не воспользоваться выходом книги как поводом, чтобы задать Евгену ГРИЦЯКУ несколько вопросов.
— Сегодня авторитарные режимы на постсоветском пространстве приобретают угрожающие форм. Тем больший смысл приобретает 60-летие Норильского восстания. Как по-вашему, что сегодня чрезвычайно важно помнить о той борьбе и ее участниках?
— Нужно помнить, что им удалось прекратить бояться. Вся советская система была построена на страхе. Люди боялись друг друга, а больше всего — грозного ЧК. Казалось, что это — непреодолимая сила — так она была жестока, бесчеловечна. А мы преодолели тот страх. И это — самое важное. А после нас уже перестало бояться население. Когда мы плыли пароходом «Мария Ульянова» из Норильска во Владимирскую тюрьму, на пристанях к нам на лодках подплывали рыбалки и расспрашивали о восстании, поддерживали нас. После этого в Советском Союзе начались протестные движения: выступление трудящихся в Новочеркасске в 1962-м году, шестидесятники, Хельсинский союз. Эти протестные движения в СССР остановить не удалось. Как метко сказала Марта Кравери, аспирантка Флорентийского университета, Норильск стал началом конца советской системы. Он показал, что с ней можно бороться.
— А чего не хватает сегодня политикам, рядовым гражданам, чтобы отстаивать Украину?
— У нас очень низкое национальное самосознание. Мы можем сами себя называть хохлами или вообще не видеть никакой разницы между хохлом и украинцем. Мы должны осознать, что мы нация, которая имеет право на полноценное существование рядом со всеми другими нациями и народами.
— Вы отстаиваете метод ненасильственной борьбы. Остается ли такая борьба эффективной сегодня?
— Она остается даже более эффективной, чем вооруженная борьба. Что мы — узники ГУЛАГа могли противопоставить репрессивной системе Советского Союза, когда находились за колючей проволокой под пристальным присмотром конвоя? Какое оружие? В 5-й зоне Норильского лагеря заключенные начали защищаться от офицеров, наступавших лавой, бросая в них камни. Офицеры удрали, но потом 5-ю зону первой расстреляли. Пассивная сила более действенна, потому что она не раздражает противника, не будит в нем еще худшее зло. Она дает моральную победу. Даже если те, кто злу противопоставляет ненасильственный протест, погибают, они все равно получают моральную победу над противником.
Выпуск газеты №:
№57, (2013)Section
Украинцы - читайте!