От зарисовок до аналитики
Издательство «Дух і Літера» представило двухтомник публицистики Сергея Ефремова
830 статей Сергея Ефремова, собранные в двух томах, или почти все его публицистическое наследие времен Украинской революции начала ХХ в. увидело свет в издательстве «Дух і Літера». Таким образом, завершенная работа, начатая коллективом историков (руководитель — профессор Владислав Верстюк) восемь лет тому назад, проанонсирована газетой «День» в апреле в 2012 г. и впервые представлена в прошлое воскресенье, 14 сентября, на фестивале Гогольfest. Издание было поддержано Американским советом научных обществ и Международным фондом «Відродження».
Составители стремились собрать вместе максимально возможное количество публикаций известного украинского деятеля, которые выходили в редактируемых им газетах «Нова рада», «Рада», «Промінь», «Громадське слово» в течение 1917—1920 гг. Не обнаружены лишь несколько материалов, преимущественно запрещенных цензурой во времена власти Гетманата и Добровольческой армии. Теперь для широкого круга политологов, историков, журналистов, общественных деятелей, управленцев стал доступным значительный объем классической украинской общественной публицистики, которая сопровождается научными комментариями, именным и географическим указателями.
В известной мере, это — хрестоматия украинской журналистики, ведь автор работал во всех тогдашних профессиональных жанрах: здесь есть информация, репортажи, заметки, комментарии, рецензии, статьи, памфлеты, некрологи, очерки, зарисовки... То есть — от обстоятельных аналитических материалов до мгновенного реагирования на очередной поворот истории. Но и в случае последнего также ощутим энциклопедический характер автора — он умудрялся делать содержательные наблюдения и выводы (временами — дискуссионные, эмоциональные, возможно — недостаточно доказанные или такие, которые требовали развернутого объяснения) даже в коротких информационных материалах, где, казалось бы, их, в принципе, не могло быть.
Собственно, объем материалов поражает. Как отмечалось на презентации книги, тогда Сергей Ефремов стал, по-видимому, едва ли не самым крупным украинским публицистом, готовя материалы (иногда — несколько) едва не в каждый номер газеты, реагируя на все значимые события. Он полностью посвятил себя этой работе, став для современников совестью украинской нации.
Как отметил Владислав Верстюк, Сергей Ефремов сложно шел к идее самостоятельности Украины: в 1917 г. он — убежденный сторонник национально-территориальной автономии Украины в составе демократической федеративной России, что хорошо сочеталось с популярной в условиях войны идеей всемирной федерации народов. Более того, Ефремов даже критиковал IV Универсал ввиду того, что он мог оттолкнуть часть жителей Украины. Но последующие события в конечном итоге привели общественного деятеля к мысли, что лучший способ преодоления российско-украинского конфликта — это отдельное сосуществование двух независимых государств. Тогда ни у кого не будет возникать искушения что-то кому-то навязывать.
Обнародованные материалы показывают, что у Сергея Ефремова были любимые темы — украинско-российские взаимоотношения, национально-освободительное движение на территории Украины и украинское дело на международной арене, Первая мировая война, политические режимы, революционные сдвиги, проблемы становления местного самоуправления, образование, персоналии... О чем бы и о ком бы ни шла речь, автор всегда оставался сторонником того, что сейчас мы называем демократическими ценностями и европейским выбором.
Сергей Ефремов воспринимал большевизм как леворадикальное течение, которое представляет собой самую большую угрозу Украине. И здесь он оказался бескомпромисснее даже тех лидеров украинского движения, которые впоследствии оказались в эмиграции. Показательно, что Ефремов «имел шанс» попасть на «философский теплоход» в 1922 г., но Христиан Раковский лично позаботился, чтобы он остался в Украине. Возможно, уже тогда задумывался процесс СВУ? Доставалось от него и другим политическим режимам, которые тяготели к авторитаризму, в первую очередь, Павла Скоропадского и Антона Деникина. Причем, безотносительно задекларированного ими отношения к Украине. В последних случаях он писал на эзоповском языке, потом, при очередной смене власти, ретроспективно возвращаясь к пережитому в более свободной обстановке.
В целом, можем утверждать, Сергей Ефремов был сторонником построения государства снизу, а не сверху, то есть самими гражданами через самоуправляющиеся структуры, гражданское воспитание и образование. Лишь тогда, по его убеждению, Украина будет опираться на прочный фундамент. Надеемся, скоро двухтомник найдет своего благодарного читателя.
Выпуск газеты №:
№174, (2014)Section
Украинцы - читайте!