Павел Поторочин: Культура — это самый дешевый и самый быстрый способ создать имидж страны
В начале сентября в Украине начались события польской культурно-художественной программы «I, Culture», посвященной председательству этой страны в Евросоюзе. Первая из них — уличное представление по мотивам произведений величайшего писателя Станислава Лема — «Планета Лем». Как уже рассказывал «День», с сентября по декабрь украинцы смогут увидеть польские спектакли, фильмы (в том числе — такую неожиданную ленту, которая рассказывает об участии панк-рока в свержении тоталитарного режима в 1980-х), послушать музыкальные произведения Шимановского и других композиторов в исполнении «I, Culture Orchestra», а также местных коллективов, принять участие в изготовлении интернационального арт-объекта. Что же касается литературной части, прежде всего, это презентация аудиоантологии украинских переводов знаменитого польского поэта Чеслава Милоша, начитанных Сергеем Жаданом и Тарасом Прохасько, кстати, лауреатами польской литературной премии Конрада.
А мы попросили рассказать о самой идеологии проекта, а также о принципах современного распространения польской культуры в мире известного польского менеджера в отрасли культуры Павла ПОТОРОЧИНА (который пожаловал на открытие программы в Киев), директора Института Адама Мицкевича, учреждения, которое как раз и занимается активным ознакомлением жителей разных стран, в том числе и Украины, с достижениями современного и классического польского искусства.
— Это больше, чем проект, это — идея. «Я, Культура» — этот слоган помог нам понять, что все и каждый принимают участие в культуре. Мы будто говорим всем: без тебя не будет культуры. Пожалуйста, присоединяйтесь к нам и получайте удовольствие и радость, пользуйтесь возможностями, которые дает культура. С большим удовольствием хотел бы отметить: мы глубоко убеждены в том, что Польша — это действительно креативный культурный потенциал Европы. Наша культура основывается на исключительной изобретательности, которую поляки должны были применить во всех сферах жизни в коммунистические времена, которое было преисполнено ограничений и недостатков. Думаю, украинцы это очень хорошо поймут.
— Как возникло такое название?
— Это была моя идея. Я искренне верю в креативность поляков и не рискну объяснять природу вдохновения.
— Почему были избраны именно эти польские мастера для представления современной польской культуры?
— Список избранных деятелей культуры очень длинный. В целом наша программа базируется на шести «лейтмотивах», официально согласованных с польским министерством культуры. Это Кароль Шимановский, наш самый выдающийся после Шопена композитор; Станислав Лем, великий писатель-фантаст; Чеслав Милош, великий поэт и Нобелевский лауреат; «I, Culture Orchestra», оркестр, в составе которого — молодые музыканты Польши и стран-участниц программы Восточного партнерства; «I, Culture Puzzle», особенный художественный проект «Мастерская современного ремесла», что путешествует по десяти столицах Польской Президенции; «Поляки. Путеводитель», серия документальных фильмов, которые показывают поляков и их историю по-особенному и с чувством юмора.
— В Украине в настоящий момент немало говорят о потребности создания заведений, которые популяризировали бы украинскую культуру. Но пока еще это лишь разговоры. Пожалуйста, расскажите свой рецепт: как поляки убедили сами себя и свою власть, что такие заведения и такая деятельность нужна?
— Прежде всего существуют мощные экономические причины, чтобы инвестировать в промоцию культуры. Культура — это самый дешевый и самый быстрый способ создать позитивный имидж страны, поэтому первоочередной задачей является создание соответствующего бренда страны. Следующим этапом является работа дипломатов и тот факт, что сегодня растет важность именно культурной дипломатии. Можно сказать, что дипломаты вообще могут делать свое дело благодаря тому, что культурные дипломаты занимаются налаживанием настоящих человеческих отношений. И, наконец, чем лучше ваша культура представлена за рубежом, тем больше креативности будет дома, а это всегда хорошо для общества.
— Насколько существенной должна быть государственная поддержка для такой деятельности?
— Мы в Польше верим, что правительство будет тратить на это 1% своего бюджета. У нас уже действует широкое социальное движение, которое убеждает премьер-министра подписать постановление, которое увеличит инвестиции в культуру до этого уровня.
СПРАВКА «Дня»
Павел Поторочин, директор Института Адама Мицкевича (с 2008 года), дипломат, специалист по культуре, музыкальный продюсер и издатель, магистр философии Варшавского университета.
Павел Поторочин поступил на государственную службу в 1992 году — на должность президента Польского агентства информации.
В начале дипломатической карьеры занимал должность советника по вопросам культуры Генерального консульства Республики Польша в Лос-Анджелесе.
Основатель и первый директор Польского института в Нью-Йорке (2000 — 2005 гг.). Директор Польского института в Лондоне (2005 — 2008 гг.).
Имеет многочисленные публикации в ведущих польских изданиях — газете Rzeczpospolita и журналах Tygodnik Powszechny и Brief.
Выпуск газеты №:
№170, (2011)Section
Украинцы - читайте!