Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Почему стоит вспомнить события XVII века в Украине?

Ответ дает Юрий Мыцик в первом томе «Джерел з історії Національно-визвольної війни українського народу 1648—1658 рр.»
13 июня, 17:12
ЮРИЙ МЫЦИК

Источниковед, доктор исторических наук, профессор Юрий Мыцик не нуждается в особых представлениях. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий» лучше всего его характеризует четкая духовная и общественная позиция и весомые интеллектуальные наработки: сотни научных и научно-популярных трудов и книг по истории Украины. В первую очередь, связанных с публикацией и изучением неизвестных письменных источников казацкой эпохи, а также — знаковых событий ХХ века. Студенты знают его как соавтора пособия по истории Украины. Научные работники — по изданию хроники Феодосия Сафоновича и Александра Гваньини, «Архива Коша Новой Запорожской Сечи», писем Ивана Сирка и Ивана Огиенко, а также — многототомника «Український голокост 1932—1933». Краеведы и просто любители древностей — по книгам «Як козаки воювали»; изданиям, посвященным казацкому прошлому Днепропетровщины, городов Чигирина, Царичанки, Корсуня, Умани, Новомосковска, а еще — биографиям Ивана Выговского, Ивана Сирко, Ивана Мазепы. А сколько напечатано трудов по истории Православной Церкви...

Впрочем, первую книгу запланированного трехтомника «Джерела з історії Національно-визвольної війни українського народу 1648—1658 рр.» стоит поставить особняком. Поскольку это своеобразный итог почти сорокалетней плодотворной деятельности воспитанника известной источниковедческой школы Мыколая Ковальського и первооткрывателя на ниве украинского казачества. Это новый этап в публикации источников одного из важнейших событий прошлого, которое, обоснованно, называют украинской революцией.

За годы подвижнического труда преодолено множество объективных и субъективных преград, которые возникали перед исследователем. Самая главная из них заключается в том, что подавляющее большинство оригиналов поданных в сборнике письменных источников, сохраняется в заграничных хранилищах древностей. В частности, документы 1648—1649 годов, составляющие первый том, обнаружены, в первую очередь, в ходе изучения архивов и библиотек Варшавы, Кракова, Вроцлава, Минска, Москвы, Петербурга и только часть из них — во Львове, Днепропетровске, Харькове и Киеве. К сожалению, в Украине такого рода документы навсегда поглотили войны, эмиграция, пожары и сознательное их уничтожение исповедниками «единоверного учения».

Читая письма, универсалы, реляции, дневники и, даже, стихотворные хроники, теперь кто-либо может без посредников, которыми являются представители историографии и художественной литературы разных эпох и стран, попробовать понять, почему триста шестьдесят пять лет тому назад «вся Украина восстала». У нас имеются фрагментарные и развернутые, отчасти очень субъективные, свидетельства современников-очевидцев и участников известных битв на Жовтых Водах, под Корсунем, Пылявцями, в Збаражско-Зборивской кампании, а также — казацко-крестьянском восстании в Беларуси. В «новостях с Украины» рассказывается о многогранной личности «батька батьківщини і спасителя» гетмана Богдана Хмельницкого и его соратников: Максима Кривоноса, Ивана Выговского, Филона Джаджалия, Данила Нечая, Ильи Голоты, Мартына Небабы. И все же, главное — все настоящие документы, собранные под одной обложкой, — давно ожидаемое и бесценное поле деятельности для специалистов-историков, которые сейчас исследуют Национально-освободительную войну украинского народа 1648—1658 годов.

Знакомство с источниками поможет современникам понять, что независимость 1991 года свалилась не сама собой и неизвестно откуда. В подтверждение — лишь маленький штришок к сказанному, записанный самовидцем события из лагеря противника под Сокалем 2 августа 1649 года: «Видели три казацких штурма на наш окоп, во время которых казаки потеряли массу людей, около наших окопов лежал труп на труппе высотой в человеческий рост». То было время, когда по аналогии с сентенцией первых колонизаторов Америки — «лучший индеец — мертвый индеец» — во враждебном к Хмельницкому лагере говорили, что «русин (то есть украинец. — Авт.) лучшим является, когда подкопчен». Поэтому, чтобы выжить и вернуть славу Киевской Руси, казакам нужно было с оружием в руках завоевывать право на самостоятельную жизнь в собственном государстве.

Многим будет интересно узнать, что в первые тяжелые годы кровопролитной войны, которую вел украинский народ под руководством (цитата московского документа на языке оригинала. — Авт.) «генерала казатцкого Хмилники (из украинских мест подлинная весть)», от царя Московского к порубежным с Украиной городам пришло письмо, которым не позволялось принимать и вообще пускать в земли северного соседа никого из казаков. Для донских казаков царь тоже наложил суровое табу на «братскую» помощь казакам запорожским. Об этом, в частности, записано в «вестях из Данеска города» (не путать с современными топонимами).

С другой стороны, историки имеют возможность более взвешенно — незаангажировано — посмотреть на роль и место союзников, при содействии которых Б.Хмельницкий достиг первых самых громких побед. Речь идет о крымских татарах. И это — несмотря на всю неоднозначность взаимоотношений с южным соседом в эпоху, когда войны проходили под религиозными флагами. «Татарин и казак вместе ходят аж страх», — сообщают польские источники. Кроме информации о ходе общих военных операций, остались свидетельства и о достаточно деликатных отношениях, когда Богдан «казаков послал в трауре на похороны умершего Тугай-бея, жалея своего брата и господина. Эти казаки имели траурные метки на конях, а Хмельницкий послал и милостыню за его душу». Такие отношения не кажутся странными, ввиду того, что, раньше, в июне 1648 года упомянутый хан требовал от короля Речи Посполитой оставить «наших братьев-казаков при их вольностях».

Материал для последующей работы получили и исследователи прошлого украинских спецслужб (чего стоит публикация одних только «конфесатов» или протоколов допросов казаков и других украинских пленных, записанных польской контрразведкой?). И, даже, — прокуратуры, истоки которой в Украине у кое-кого почему-то до сих пор ассоциируются с российским императором Петром І. Тогда как, например, в латыноязычной хронике Самоэля Грондского «Historia belli cosacico-polonici» есть характерная глава: «Хмельницкий, потеряв состояние, просит помощи у прокураторов».

Письменные древности, которые Юрий Мыцик вводит в научный оборот, имеют не просто важное профессиональное значение для исследователей колониального прошлого нашей страны. Они — во многом актуальны именно сегодня. Разве не напоминают источники отечественной истории, к чему приводит отсутствие единства в стане украинской элиты в ходе создания государства? Таким ли безвинным является разжигание вражды на национальной и религиозной почве? Во что выливается ненависть беднейших слоев к всесильным магнатам...? Да и разве, в конце концов, неправда, что historia est magistra vitae?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать