«Шестое чувство подсказывает, что следующий литературный год обещает немало интересного»
Литературовед Владимир Панченко — об итогах 2011-го и перспективах 2012-го
В январе популярное интернет-издание «ЛітАкцент», которое, кстати, недавно отметило четвертую годовщину, будет объявлять победителей своего рейтинга в номинациях «Художественная литература» и «Литературоведение». Также будет вручать антипремию «Золота булька». Накануне мы обратились к его главному редактору, авторитетному литературоведу с просьбой подвести итоги уходящего года. Иначе говоря, не просто общаться с экспертами, а затем объявлять их «вердикт», а самому стать экспертом. Тем более, что Владимир Евгеньевич часто выступает автором предисловий/послесловий к книгам, статьям на литературную тематику.
— Владимир Евгеньевич, вы пришли в редакцию с подарком — новым изданием «Спогадів» Евгения Чикаленко. Здесь есть ваше предисловие, комментарии... Знаю о давнем вашем интересе к этой фигуре: в свое время «День» печатал вашу статью о Чикаленко, интервью с внуком... Скажите, почему это имя так важно для нас, украинцев?
— Евгений Чикаленко — меценат, издатель, общественный деятель — чрезвычайно много сделал для того, чтобы заложить фундамент украинской государственности. Интересно, знают ли нынешние наши правители, что им бы нечего было сейчас возглавлять, если бы не такие люди, как Чикаленко? Если бы знали, то, возможно бы, Украинское государство не проигнорировало в декабре этого года его 150-летний юбилей. Хорошо еще, что общественность почтила Евгения Харлампиевича научными конференциями, а издательство «Темпора» подготовило для читателей настоящий сюрприз: вышли новым изданием «Спогади» Чикаленко, несколько томов его дневников, указатель газеты «Громадська думка», которая выходила более 100 лет назад благодаря усилиям небольшого круга энтузиастов и благотворителей...
Я прочитал воспоминания Чикаленко (американское издание 1955 г.) где-то на рубеже 1980—1990-х годов — и тогда они открыли мне драматичную и яркую картину построения нации, украинского движения 1880—1907 гг. Евгений Харлампиевич хорошо понимал, что его «летопись» — кроме мемуаров, еще и дневники, — это «камешек для фундамента государственности». А поскольку он обладал литературным даром, то читать теперь его «писаные слова» чрезвычайно интересно. И поучительно с точки зрения национального самопознания.
— В каких еще книжных проектах вы в этом году принимали непосредственное участие?
— Недавно в Киеве было презентовано первое книжное издание драмы Леси Украинки «Руфін і Прісцілла» (издательство «Либідь»). Я писал к нему послесловие, готовил комментарии. В цензурированном, искаженном виде драма была напечатана ровно 100 лет назад на страницах львовского журнала «Літературно-науковий вісник». А затем, с 1951 года, «скрывалась» в собраниях произведений поэтессы. Это чрезвычайно важная вещь, недаром же Леся писала друзьям: «Я б не хотіла померти, не дописавши свого «Руфіна»». Она оставляла нам антиутопию, трагическое, кассандровское виденье ХХ века, проницательность которого была подтверждена реальной историей. Можно поражаться, как Лесе Украинке удалось так безукоризненно точно «прочитать» будущее, за занавесью которого начиналась эра тоталитаризма... Хотелось бы, чтобы под таким углом зрения и была прочитана эта драма, в том числе (дай Боже!) и театральными режиссерами.
Книгу иллюстрировал знаменитый наш художник Сергей Якутович. Это тоже должно было привлечь внимание к ней.
Радуюсь тому, что в этом году увидел свет том прозы одного из интереснейших украинских писателей ХХ в. Леонида Первомайского («Либідь»). Я его составлял и написал к нему предисловие. Странно, что произведения этого прозаика, поэта и переводчика у нас не издают уже много лет. Хотелось исправить несправедливость. В книгу вошли роман «Дикий мед», повесть «Чорний Брід» и несколько рассказов писателя. Это его произведения 1960—1970-х годов — завершающего периода творчества. Могу заверить: психологическая проза Первомайского — высокого художественного достоинства.
— Я знаю, что уже второй год существует серия «Бібліотека «ЛітАкценту», которой вы занимаетесь...
— Действительно, в 2011 году мы вместе с «Темпорой» издали в этой серии три книги: «Просторінь Шевченкового слова» Юрия Барабаша, «Сині Води» Владимира Руткивского и «Зроби і помри» Джозефа Конрада...
— Подождите, а разве Конрад — это «профиль» сайта «ЛітАцкент»? Вы же специализируетесь на современной литературе?
— Да, но в книжной серии мы достаточно свободны в своем выборе. Поэтому хотелось исправить еще одну несправедливость: Джозефа Конрада у нас последний раз издавали еще в 1985-ом! А это, во-первых, мировая классика, во-вторых, Конрад — уроженец Украины, в-третьих — среди наших современных писателей есть уже три лауреата премии им. Д. Конрада, основанной поляками. Открою секрет: мы готовим еще одну книгу Конрада — в ней будут политические романы этого писателя, которые совсем по-новому откроют его для украинского читателя.
Что же касается книг Юрия Барабаша и Владимира Руткивского, то приятно, что они не остались незамеченными: обе победили в своих номинациях в книжном рейтинге «Книга года», а Руткивскому за «Сині Води» недавно досталась еще и премия от Би-Би-Си!
— А что, кроме политических романов Конрада, собираетесь издать в следующем году?
— Подготовлена к изданию книга прозы Ярослава Мельника «Телефонуй мені, говори зі мною». Мельник уже 20 лет живет в Литве, но пишет на украинском, его работы переводят в странах Европы. В 1980-х он активно выступал как литературный критик, много писал о тех, чьи имена теперь хорошо известны (Мария Матиос, Василий Герасимьюк, Игорь Рымарук...). Думаю, его книга будет сюрпризом для читателей, поскольку это весьма неожиданная проза.
В начале нового года в серии «Бібліотека «ЛітАкценту» должен выйти сборник литературных портретов «Від Андруховича до Шкляра», авторами которого стали как именитые критики (Иван Дзюба, Николай Ильницкий, Элеонора Соловей, Кость Москалец), так и молодые авторы (Юля Джугастрянская, Тарас Пастух, Александр Стусенко). Это — попытка показать «крупным планом» наиболее интересные фигуры современной украинской литературы.
Будут и другие книги — обо всех сразу не скажешь.
— Поскольку мы прощаемся с 2011-м, хотелось бы знать ваше мнение о самых заметных книгах уходящего года.
— Больше всего дискуссий в этом году вызывали книги, изданные в прошлом году или и еще немного раньше: «Записки українського самашедшого» Лины Костенко, «Залишенець» Василия Шкляра, «Вирвані сторінки з автобіографії» Марии Матиос. Их популярности способствовала атмосфера скандалов, которые, как известно, являются «дрожжами» успеха. Из нынешних новинок стоит выделить, на мой взгляд, романы Юрия Щербака «Час смертохристів» и Тараса Антиповича «Хронос». Интересно, что в обоих случаях имеет место попытка художественной «футурологии»: время действия в романе Щербака — год 2077-й, а в «Хроносе» Антиповича — 2040-й. Если вспомнить, что и в «Записках...» Лины Костенко заметно внимание к «глобалистике», то можем говорить в целом об определенной тенденции, связанной с растущей тревогой за судьбу цивилизации как таковой.
Редко заставляла говорить о себе поэзия. Наиболее ценные сборники года — «Мадонна перехресть» Лины Костенко и «Хуга» Тараса Федюка. Заметно активизировалась «путешествующая» проза (Артем Чапай, Леся Воронина, Максим Кидрук, Ирен Роздобудько), хотя хватает в этом направлении и брака. Внушает надежды прилив новых имен в детской литературе (Галина Ткачук, Екатерина Егорушкина). Надеюсь, что стимулом тут может стать премия «Большой еж», которой занимается Марианна Кияновская.
— Когда будут объявлены результаты книжного рейтинга «ЛитАкцент года»?
— В конце января. Лидеров первых трех кварталов мы уже назвали, финальные тройки сформируем и обнародуем сразу после Рождества. А в 20-х числах проведем финальную церемонию. Напомню, что эксперты определяют две лучшие книги в номинациях «Художественная литература» и «Литературоведение», а также книгу-неудачника, за которую присуждается антипремия «Золотая булька» (в этом году претендентов на нее достаточно).
Я считаю, что увеличение количества рейтингов и конкурсов — литературе на пользу. Они помогают выстраивать определенную иерархию ценностей, привлекают внимание к тем или иным произведениям, обозначают тенденции.
Между прочим, «шестое чувство» подсказывает мне, что следующий литературный год обещает нам немало интересного.
Выпуск газеты №:
№240, (2011)Section
Украинцы - читайте!