Слово о Человеке с большой буквы
Издательство «Кліо» выпустило второй том «На полі чести. Наш сучасник Євген Сверстюк»
Эта книга издана по заказу Государственного комитета телевидения и радиовещания в рамках бюджетной программы «Українська книга». В издание, упорядоченное известным правозащитником и публицистом Василем Овсиенко, вошло около ста публикаций, базирующихся на воспоминаниях друзей и единомышленников Евгена Сверстюка. В частности, это Семен Глузман — врач-психиатр и правозащитник, бывший диссидент и политзаключенный, президент Ассоциации психиатров Украины, Любомир Гузар — епископ Украинской греко-католической церкви, кардинал Католической церкви, Оксана Забужко — украинская поэтесса, писательница, литературовед и публицист, Иван Кошеливець — литературовед, публицист, почетный доктор философии Украинского вольного университета, Мирослав Попович — философ, академик НАН Украины и др.
Есть среди авторов издания и немало лауреатов Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко. В этом ряду первое место принадлежит академику НАН Украины, Герою Украины, литературоведу Ивану Дзюбе, у которого с Евгеном Сверстюком сложились искренние дружеские отношения еще в конце 1950-х.
Свое эссе И.Дзюба назвал «Слово про друга», где поделился воспоминаниями о бурных событиях более чем полувековой давности, которые определили последующую жизненную судьбу поколения шестидесятников.
Автор в своем чрезвычайно интересном рассказе перекинул мостик и в наши дни, не менее динамические и драматические, обозначенные исключительной ролью Евгения Сверстюка в общественной жизни страны, который никогда не был в стороне от политики, а пытался в последние годы жизни активно на нее влиять и словом, и делом.
«Ныне вошла в ежедневное употребление формула: «Революция достоинства» — пишет в своем литературном исследовании Иван Дзюба. — Неизвестно, все ли достойно прошли сквозь ее горнило и с честью ли несут ее достоинство. Но хочу напомнить, что Евген Сверстюк был Человеком достоинства до всех революций, во время революций и после них. Он был Человеком достоинства и чести — в большом и малом, потому что достоинство и честь не имели для него количественных измерений». Показательно, что автор в цитируемом фрагменте дважды называет Евгена Сверстюка Человеком с большой буквы, тем самым подчеркивая его величие, указывает на его беспрекословный моральный авторитет в украинском обществе, достигнутый ценой бескомпромиссной борьбы с колониальным прошлым.
О Сверстюке вспоминает и известная украинская поэтесса Ирина Жиленко. Сохранились до наших дней ее письма и дневниковые записи, сделанные с января 1964 г. по январь 1972-го, где вспоминается имя Евгена Александровича. Читая ее дневниковые заметки, помещенные в рецензированном издании, не покидает ощущение какой-то беды, которая коварно приближалась к Ивану Дзюбе, Василю Стусу, Евгену Сверстюку, Ивану и Надежде Свитличным, Вячеславу Чорновилу, Алле Горской, всем тем, кто открыто выступил в то время против правящего режима.
Михайлина Коцюбинская — племянница классика украинской литературы Михайла Коцюбинского имела колоссальное влияние на Евгена Сверстюка, который всегда прислушивался к ее мнению и советам, готовя к печати публикации или выступления перед аудиторией. Она тоже испытала репрессии со стороны тогдашней власти за свои идеологические убеждения, но не согнулась и тоже сохранила человеческое достоинство, потеряв работу, возможность литературным трудом зарабатывать на хлеб насущный. Эссе, посвященное Евгену Сверстюку, Михайлина Коцюбинская назвала символично — «Крізь велику призму». Исследуя наиболее заметные спектры творческой и общественной деятельности своего коллеги и побратима, автор приходит к выводу, что Евген Сверстюк был самой весомой фигурой во времена шестидесятников. Именно ему принадлежат пророческие слова, произнесенные на суде в далеком 1972-м, на котором, скорее всего, присутствовала М. Коцюбинская, и которая смогла запомнить услышанное, чтобы передать потомкам: «Когда поникнут головы побежденных и силы их канут в труд на хлеб насущный, то на нищей почве всегда вырастают одиночные высокие личности как голос самосохранения народа...»
Вызовет интерес у читателя эссе поэта и прозаика, бывшего политзаключенного, лауреата Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Игоря Калынця — «Спогад про Київ». Авторские воспоминания в первую очередь касаются так называемой киевской троицы — Ивана Свитличного, Евгена Сверстюка и Ивана Дзюбы, которые, по мнению Игоря Калинця, в начале 1960-х внесли свежую струю свободомыслия в зажатую галицкую среду после десятилетий тотальных репрессий в годы войны и в послевоенный период, своим печатным словом не убаюкивали и не усыпляли порабощенный народ, как это делало большинство их коллег по литературному цеху, а раскрывали лицемерную суть советского режима.
Два литературных эссе «Спомин» и «Я його трошки побоювалась» написали для книги народные артистки Украины Лариса Кадырова и Нина Матвиенко. Если первая Евгена Сверстюка называет в своей заметке «аристократом украинского духа», то вторая — «классическим интеллигентом древнего народа».
В 1972 году, общаясь со следователем, который вел дело, Е. Сверстюк в присутствии высокого чина из КГБ, сказал, что каждый из них, как и тысячи тех, кто служит в репрессивном аппарате, обязательно будет наказан за свои неправомерные действия, а государство, которое они олицетворяют, через двадцать лет развалится. Синепогонники на эти слова Евгена Сверстюка засмеялись, а уже в 1991 году им было не до смеха. Слова гордого Украинца пророчески исполнились, правда, ошибся он на один год.
Выпуск газеты №:
№167, (2015)Section
Украинцы - читайте!