Текст умирает или трансформируется?
В Киеве художники-абстракционисты говорили о будущем литературы«Литературный салон» — слова, кажется, из прошлой эпохи. Тем не менее, в киевской среде книжных фанатов считают иначе. Теперь Литературный салон — это встречи по вторникам всех, кто не безразличен к чтению, на крыше Дома образования и культуры «Мастер Класс». Говорят здесь не только о литературе, но и о других родственных или не очень видах искусства, ведь сейчас мы можем наблюдать интеграционные процессы в культурной среде, когда кинематограф и музыка переплетается с поэзией, текст оформляют как картины, а книги становятся материалом для инсталляций или скульптур.
• «Литературный Салон задумывался как площадка для разговоров о мировом литературном наследии, с ориентацией на ХХ век, а также о взаимодействии литературы с другими видами искусства и с реципиентом, — рассказывает модератор мероприятия Екатерина КОТ. — Каждый раз, когда мы выбираем автора, произведение либо же тему, проявляются чрезвычайно интересные и неожиданные связи: на широком понятийном уровне и в мелочах — и в конечном итоге возникает сильное ощущение целостности, постоянного взаимодействия определенных нематериальных вещей, проявлений, дискурса, который очень конкретно влияет на реальные процессы: исторические, культурные, политические, и в конце концов будничные. А также — бесспорно — это платформа для молодой поэзии, музыки, кино, литературы, художников — искусства в широком значении. Мне очень хочется, чтобы они встречались, обменивались мнениями, идеями, создавали новые проекты, становились друзьями и жили на перекрестке: видов, жанров, возможностей искусства».
• Поэтому каждый месяц у Литературного салона — новые темы для обсуждений. Екатерина Кот провела уже восемь сезонов: немецкоязычной литературы, британской, сезон Бруно Шульца, Украинский Январь, сезон Шевченко, сезон Украинское Барокко, совместный проект Литературного Салона и издательства «Смолоскип» под названием «Литература над городом» — об урбанистике в украинской поэзии 20-х, 60-х, настоящего (см. статью «О городе над городом», «День» №92, от 23-24 мая э. г.) В июне же на крыше «Мастер Класса» имел место совместный проект с «Щербенко Арт Центром» под названием «Художники о литературе». «День» побывал на заключительной встрече этого цикла, гостями которой были Тиберий Сильваши и Константин Рудешко, члены «Артистического Альянса-22» (группа художников, которые работают в жанре нефигуративной живописи, геометрической или оптической абстракции).
«Я хотів би, щоб слово моє було просто червоною вохрою... вона говорить про надломи... про речі, які вислизають зі своєї плоті..», — начала вечер цитатой украинского поэта Олега Лышеги Екатерина Кот. В это время за ее плечами начала появляться бледная радуга на вечернем небе. И это было не последнее «случайное» стечение обстоятельств.
• С первых слов, сказанных гостями, стало понятно, что разговор будет касаться не предметных или конкретных вещей, а ощущений, восприятия текстов, смыслов и процессов в литературе и живописи с легким философским налетом. Поскольку «Мастер Класс» находится в непосредственной близости к Киево-Печерской Лавре, не обошлось и без разговора о сакральном в литературе. «Для того чтобы объяснить свои работы, я придумал термин «ненаративность», что непосредственно связано с темой нашего разговора. Нарация — основа текстуальной формы. Вся визуальная культура нового времени, начиная с Ренессанса, была пронизана ею. Возникновение исторического субъекта было связано с переводом образа в текст. Чистым воплощением этого субъекта стало христианство и его тексты, которые имели историческое значение», — рассказывает Тиберий СИЛЬВАШИ. «Есть литература, которая выполняет функцию коммуникации в горизонтальной плоскости, функцию передачи информации от одной группы к другой. Когда мы читаем книгу, попадаем в информационное поле человека, который этот текст написал. Что касается литературы, которую называют «небесной», у нее немного иные свойства. Она написана на языке символов, которые невозможно перевести в буквы. Это невозможно понять умом. Да и не нужно», — подхватывает тему Константин РУДЕШКО.
• А от сакрального текста до смерти текста — один шаг. «В 1996 году в Киеве проходил международный арт-фестиваль, где собрались люди, которые занимались нефигуративными вещами. Специально для этого мероприятия один из художников сделал текстуальную композицию, которую он сверху зарисовал краской. Появилось внутреннее ощущение, что эпоха текста заканчивается, и теперь мы лишь дочитываем остатки. В нашем веке картинка уже лежит над текстом», — говорит Тиберий Сильваши. Константин со своим коллегой не соглашается и считает, что литература не умрет никогда. В частности и из-за того, что она — часть маркетинга. Ведь когда-то уже было модным высказывание Ницше о том, что «Бог умер» (оставим за скобками все философские трактовки этого высказывания). С появлением фотографии живописи также пророчили смерть, а с появлением электронных «читалок» должны были отойти в небытие бумажные книги. Этого не случилось, но люди все равно об этом говорили. Действительно ли вырождается и умирает литература, мы сможем увидеть своими глазами еще спустя некоторое время, а пока что, как сказал в конце разговора Константин Рудешко, — «красота в глазах того, кто смотрит».
ГОЛОС ИЗ «ФЕЙСБУКА»
«СЕКРЕТ ЭКСПАНСИИ ЧЕРНОСОТЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ»
Денис Казанский, блоггер, Донецк:
— Хожу по Киеву, заглядываю в книжные магазины, был на книжной ярмарке на Хрещатике, и нигде не вижу засилья российского трэша от Старикова, Калашникова и Кургиняна. Ни книг про Великую империю, ни книг про Великого Сталина, которыми завалены полки книжного рынка «Маяк» в Донецке. Даже книжки Корнилова нет. Зато масса книг по истории Украины. А я уж думал, что их не выпускают.
Вот и еще один из секретов экспансии черносотенной идеологии. Контрабандные поставки российских пропагандистских материалов нужно жестко пресекать. Насколько я понимаю, вся эта стариковско-прохановская макулатура, которая издается в Москве, проникает в Украину нелегально.
«УНЫЛЫЙ ДУХ СУШИТ КОСТИ»
Александр Пасховер, журналист:
— В Иерусалиме в мемориальном комплексе Яд ва-Шем, посвященном жертвам Холокоста, с удивлением для себя узнал что во время войны в оккупационных зонах книги Джека Лондона нацистами были запрещены. Удивительная причина запрета: герои Джека Лондона — это сильные духом люди, люди, которые выживали в нечеловеческих условиях. Эти литературные герои поднимали ввысь своих читателей. Фашистам нужно было в своих врагах подавить всякое стремление к солнцу, поэтому книги Джека Лондона попали в костер.
«Унылый дух сушит кости», — предупреждает Библия. Друзья, не унывайте. Читайте хорошие книги. Все будет хорошо, а то и еще лучше...
Выпуск газеты №:
№116, (2014)Section
Украинцы - читайте!