Для негосударственного народа духовая культура играет огромную роль, потому что собственно ею он может превышать народ, политически подбил его.
Иван Огиенко, украинский ученый, митрополит (с 1944), политический, общественный и церковный деятель, языковед

Украинский Голливуд

Двойной подарок ценителям национального кинематографа
9 февраля, 2017 - 10:54

В Доме кино представили сразу две книги, посвященные истории украинского кино. Благодаря ведущим киноведам национальное кино уверенно выходит из тени, помогая утвердиться в собственной идентификации  все большему количеству людей, стремящихся найти опору в правдивой истории своей страны.

Первая из них — «История украинского кино» (том П), посвящена нелегким годам репрессий, жесткого давления на национальное самосознание, полное подчинение «центру», расположенному в Москве, военным годам. Речь в нем идет о 1930—1945 годах. Авторы статей в нем и целых разделов — Р. Бучко, О. Волошенюк, А. Дорошенко, Н. Кульчинска, Л. Новикова, О. Пашкова, Р. Росляк, С. Тримбач, (последний является также научным редактором), избегая тяжеловесных научных терминов, нашли верный путь многоплановости истории самого кино и времени.

Ведь в начале 1930-х  украинский кинематограф развивался автономно, являя миру собственное мировоззрение, пристально вглядывался в собственную социокультуру. Идеология большевизма и его культового тирана диктовали полное подчинения власти. В сфере культуры, в том числе. Главное — стереть индивидуальные черты. И разговор с читателем идет не только о поступательном развитии самого кинопроцесса, но и о госполитике, учебном процессе, кинокритике, кинопрокате, и т.д. Один из акцентов — на операторском искусстве, которое формировалось именно в те годы.

Уже существует электронная версия издания на сайте издателя — Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М. Рыльского НАН Украины.

Второе издание — «Кино рожденное Украиной», автор — Сергей Тримбач, рассчитано на весьма широкий круг читателей и почитателей национального кино. Это — его история в картинках, с точным кратким, великолепно написанным текстом автора, одного из самых значимых и последовательных исследователей украинского кино.

В основе этого издания — энтузиазм двух людей — главы «Саммит-книги» — Ивана Степуры и автора. Главе издательства попала в руки книга «Голливуд в картинках», которая натолкнула на мысль сделать нечто подобное об украинском кино. Сергей Тримбач мгновенно откликнулся на эту идею и погрузился в работу. Титанический труд в госмузеях, архивах и работа с частными коллекциями, дали непревзойденный результат не только полноты самой истории украинского кино, но и визуальных открытий для читателей. Речь идет от «старта» нашего кино в 1896 году — потерянные кадры, снятые Альфредом Федецким, известным фотографом и первым украинским кинооператором, т.е., годами становления нашего кино (1896—1930), через кино «марширующее» (1930—1945), послевоенное (1946—1954), время оттепели (1955—1963), киномодернизации (1964—1990), до современного украинского кино (1990—2016).

Позднее идеей книги «заболели» те, чьими усилиями осуществлено непосредственно ее появление в виде «печатной продукции», изданной издательством «Техника», при участии «Саммит-книга», по заказу Госкомитета телевидения и радиовещания Украины по программе «Украинская книга» 2016 года и фонда «Відродження».

Появление таких зданий — безусловное событие в культурной жизни страны, которая не очень-то жалует культуру. Недаром, на презентации был полный аншлаг. А в дополнение к шикарным изданиям, был показан фильм Юрия Терещенко двадцатилетней давности, посвященный столетию кино — «Тяжело первые 100 лет». В нем о кино говорят, шутят, вспоминают истинные легенды нашего кино — незабываемый Сергей Параджанов, еще почитающий его, открытый и улыбчивый Юрий Ильенко, еще любящий и болеющий за Украину Александр Роднянский, выдающиеся артисты. Время идет, кино уже 120, иных уж нет, а те — далече... Но фильм смотрится более, чем актуально, на одном дыхании. И украинское кино — есть!

Светлана АГРЕСТ-КОРОТКОВА
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ