Уроки для России от Сахарова
Участники дискуссии обсудили актуальную публицистику из серии «Підривна література»![](/sites/default/files/main/articles/31102014/22pidrivnasaharov.jpg)
Недавно участники Дискуссионного клуба факультета журналистики Львовского национального университета начали цикл обсуждений публицистической серии «Підривна література» в этом учебном году. Участники дискусии избрали для дискуссии тексты российсокого диссидента Андрея Сахарова: отчаянного борца за права человека, правдолюба, утопичность которого тесно переплетается с гуманизмом. Сахаров осознавал, что его идеи не обязательно будут услышаны и восприняты в обществе, впрочем, оставался до конца преданным своим идеалам и действовал по зову сердца. Студенты пытались спроектировать идеи Сахарова на современную альтернативу.
Гуманизм — ключевой принцип установок Андрея Сахарова. Ведь только большим сердцем можно почувствовать человеческие страдания не только своего народа, но и человечества в целом.
В своей «Памятной записке» общественный активист и ученый пишет о конвергентности социальных укладов, всех судеб на планете, взаимопомощи и поддержке. «Важной должна быть роль ООН и ЮНЕСКО, в которых я хотел бы видеть начало мирового правления, которому были бы чужды любые другие цели, кроме общечеловеческих», — такую ответственность Сахаров возлагает на международные организации.
Также он осознавал, что без наполненности жизни духовными ценностями капитализм и социализм неминуемо испытывает поражение.
Его идеи одинаково отвечают и реалиям «холодной войны», в которых они формировались, и сегодняшним вызовам, решение которых стоит на повестке дня: проблема крымских татар, устранение антиимпериалистического и антишовинистического характера российской политики и тому подобное. Андрей Сахаров предвидел, что мировой кризис неминуем, и это повлечет за собой ряд проблем — кризис международной безопасности, разочарованность в идеалах прошлого, нестабильность мирового развития.
В своем труде диссидент говорил о создании международного комитета мира и разоружения. По поводу этого тезиса у студентов возникли разные мнения.
«На мой взгляд, членами такого комитета должны быть представители профессий, создающих современную культуру. Почему? Потому что культура объединяет. Если политика, экономика создают борьбу, конкуренцию, а потому разъединяют, то культура — это тот поиск точек соприкосновения, которые объединяют. Искусство показывает, что такое насилие и война. И тем самым предотвращает ее развертывание. Не каждый поймет политика, который приведет 100 экономических, геополитических или других причин ведения войны. Однако каждый проникнется бедой матери, отправившей сыновей на войну. Война страшна. Не потому, что чекист Хвылевого посылает на смерть собственную мать, а потому, что он делает это добровольно», — отметила в дискуссии выпускница факультета журналистики Оксана Коваль.
Андрея Сахарова можно справедливо назвать и утопистом, который с серьезностью говорил об идеальном обществе в скором будущем.
«Я открыл для себя совсем другого Сахарова, человека-идеалиста, я разделяю предложенную им модель мирового устройства, ведь убежден, что именно люди-идеалисты движут нас вперед», — рассказал участник дискусии, студент 3 курса, Влад Крылевский на основе обсуждения нобелевской лекции «Мир, прогресс, права человека».
Общество всегда нуждалось в авторитетах, личностях. Именно таким моральным лицом для нас должен стать Андрей Сахаров. К сожалению, его не слышали и не хотели слышать современники, однако сегодня мы имеем новый шанс.
ВНУТРЕННЯЯ БЕЗДУХОВНОСТЬ РОССИИ
В российском обществе посеяно чувство вражды. Эти чувства привели к формированию системы ценностей, на которых делал ударение Андрей Сахаров и которые сохранились до сих пор.
«Наше общество заражено апатией, лицемерием, скрытой жестокостью, безразличием к прогрессу...» — читаем в «Памятной записке». Такой набор черт философ Ницше интерпретирует как чувства, свойственные морали рабов, которые в силу своего положения ничего не могут изменить в мире. Когда мир не поддается влиянию, — необходимо уничтожить его в воображении, то есть отрицать саму действительность. Коммунистическая утопия полностью вписывается в такую стратегию, ориентированную на отторжение реальности.
Для духовного выздоровления диссидент предлагает простой рецепт — ликвидация условий, толкающих людей на приспособление и сеющих у них чувство бессилия. Довольно простой рецепт, на мой взгляд. Для такого диагноза нужен психоанализ, а первопричины «болезни» следует искать в коллективном несознательном.
В российском обществе сегодня создан искусственный вакуум, внутренняя бездуховность, где личность насколько ленива и неустойчива, что легко подавляется государственным авторитетам. Академик Сахаров указывает на унификацию населения путем пропаганды и раздражения из-за постоянного отставания от Запада.
Сахаров предвидел, что выход республик из состава СССР неминуем, впрочем, не ожидал, что тенденция приобретет такую массовость. Он отмечал, что гарантии права на отделение создадут лишь привлекательный имидж для СССР: «Это станет подтверждением антиимпериалистического и антишовинистического характера нашей политики». Однако оценка этой тенденции была ошибочной, ведь Сахаров с уверенностью утверждал, что процесс выхода из Союза будет происходить без вмешательства социалистических стран во внутренние дела.
Выпуск газеты №:
№204, (2014)Section
Украинцы - читайте!