«Важно, чтобы кто-то заботился о словах»
Шведский писатель Мальте Перссон рассказал, что хорошего для его страны принесло поражение в Полтавской битве и какова роль слова сегодняОсобой чертой Мальте Перссона является умение сделать обыденность необычной. Для суетливого метро он находит связь с греческой мифологией, в истории успеха Абрахама Никласа Эделькранца (который прошел путь от обычного учителя до секретаря короля) писателя интересует его вклад в развитие систем коммуникаций. Узнайте из интервью, почему сейчас не только сложно, но и интересно быть поэтом и кто делает жизнь яснее.
«НАЙТИ СЕБЯ ДРУГИМ СПОСОБОМ»
— Вы принимали участие в международном фестивале «MERIDIAN POLTAVA», который позиционирует себя, в частности, и как дань памяти жертвам Полтавской битвы. Как оценивают в Швеции эту страницу истории?
— Большинство людей считает, что Полтавская битва была очень давно. Однако она остается драматичным событием в нашей истории, поскольку после 1709 года Швеция уже не имела такой силы, как раньше, поэтому должна была найти себя другим способом, например, стать важной благодаря торговле. Возможно, это даже хорошо, что Швеция проиграла. Она стала более мирной — перестала завоевывать другие страны.
— Тема истории для вас не нова: имеете роман «Отношения Эделькранца», события которого разворачиваются в XVІІІ и ХІХ веках. Почему вас заинтересовала именно эта личность?
М.П.: — Абрахам Никлас Эделькранц был поэтом, сделал карьеру при дворе в XVІІІ в. при короле Густаве ІІІ, заведовал шведским театром. Но также он был изобретателем: усовершенствовал тогдашнюю систему коммуникации — оптический телеграф. Я был очарован этим, потому что в наше время мы так заполонены коммуникацией, социальными сетями, поэтому было интересно исследовать давние формы этого явления.
— Какую эпоху вы избрали бы для жизни, если бы была такая возможность?
— С одной стороны, я, очевидно, хотел бы жить в XVIII веке, однако не вполне в этом уверен: условия тогда были не из лучших. Поэтому думаю, что хорошо жить в нынешнее время. Сегодня, наверное, сложнее быть поэтом, но и интересно. Существует много новых и увлекательных вещей, чтобы в чем-то разобраться, написать о новых феноменах. С другой стороны, интернет-сообщество очень отвлекает, как следствие — люди читают меньше. Но это тоже то, что можно использовать, чтобы создать новые типы литературы.
— А почему вы выбрали именно эпоху Просветительства?
— Я люблю идею ясности. Мне также нравится то, что люди тогда были оптимистами; верили, что большинство проблем могут быть решены — просто нужно подумать и действовать рационально.
«СЛОВА МОГУТ ФОРМИРОВАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ»
— Поговорим о вашей поэзии. Из-за большого объема информации иногда кажется, что слова теряют свою силу влияния, становятся «затертыми». А поэт — это как раз тот человек, который возвращает словам их силу. В частности, вы в 2011 году получили премию Карин Бое за то, что открыли «неожиданные нюансы и возможности языка, которые переходят до сих пор известные пределы». Как вы оцениваете возможности языка?
— Действительно, сейчас мы часто пользуемся языком поверхностно, читая быстро и много разных вещей, переписываясь в чате или по электронной почте. Я считаю, что важно, чтобы были те, кто пытался бы употреблять разные слова, учитывая их нюансы, стили, разные языки. Важно, чтобы кто-то заботился о словах.
Мои поэзии обычно недлинные, поэтому можно выделить время для каждого слова во время написания. А затем, когда вы читаете стихотворение, то имеете время подумать о каждой строке, каждом слове. Нередко, когда я пишу, мне хочется употребить слова по-другому, чем мы делаем обычно, и посмотреть, что получится.
— Насколько слова имеют силу в настоящее время?
— С одной стороны, слова не так могучи, как, возможно, кому-то хотелось бы. Я могу написать политическую поэму, и это ничего не изменит. Но, с другой стороны, в большой степени то, что мы делаем, что нас формировало, приходит со словами, языком. Поэтому слова могут формировать человеческое мировоззрение.
ПОЧЕМУ ЛЮБЯТ СКАЗКИ И ФЭНТЕЗИ
— У вас есть сонеты о метро. Могли ли бы вы рассказать о них детальнее?
— Сначала был только один сонет. Я спускался в метро по эскалатору, увидел голубя, который взлетал, и написал об этом стихотворение. На мой взгляд, метро — это особая локация, потому что люди находятся в каком-то промежуточном месте — они и не дома, и не на работе. А еще метро — сочетание разных людей. И в моих поэзиях это становится своеобразным «подземным» миром, то есть на метро накладываются разные мифологические вещи, например, подземное царство из греческой мифологии.
— А как начали писать стихотворения для детей?
— Во время написания стихотворений о метро ко мне неожиданно пришла идея книг для детей. Я начал писать и написал их достаточно быстро. Однако не знал, что делать дальше: я не эксперт в этой сфере, понятия не имел, понравится ли детям книга, как публиковать книги для детей. Поэтому, кажется, спросил совета на Facebook, и кто-то написал имя издателя. Я отправил ему, а тот ответил: «Да, мы хотим это напечатать». И я счастлив, что детям действительно нравится.
В целом, я написал две книги для детей. Первую я люблю больше всего, она называется «Путешествие в самую опасную страну в мире». Это фэнтези, в нем существуют монстры, опасная крепость, дракон. А главным героем является читатель. Можно сказать, что эта книга, ее стиль несколько вдохновлены старыми компьютерными играми.
— Легче ли в фэнтези решать сложные жизненные вопросы?
— Да, настоящая жизнь очень сложная, часто трудно понять, от чего происходит проблема, как ее решить. Я думаю, это одна из причин, почему мы любим сказки, фэнтези. Там ты знаешь, что должен делать, просто нужно найти правильный ответ. И мне кажется, это касается и других видов литературы. Они пишут о реальной жизни, но также делают ее яснее.
— Причисляете ли себя к постмодернистам? И как считаете, будет ли «пост-постмодернизм»?
— Я не постмодернист, но играю со стилем, вопросами к основам литературы, поэзии. А что касается второго вопроса, то думаю, многие авторы хотят вернуться к более простым, серьезным, настоящим чувствам, вернуться назад от иронии. Но что касается меня, то я просто должен использовать иронию, чтобы писать о своих чувствах.
Выпуск газеты №:
№175-176, (2018)Section
Украинцы - читайте!