Перейти к основному содержанию

Вызовы «Промоция литературы в Украине»

Александра Коваль: «Конкурировать будем, когда у нас будет 40 миллионов читателей»
26 февраля, 15:16
КУЛЬТУРОЛОГ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ФЕНОМЕНА ЛИТЕРАТУРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УКРАИНЕ ОЛЬГА ГОНЧАР АНАЛИЗИРУЕТ ПРОБЛЕМЫ ПРОМОЦИИ ЛИТЕРАТУРЫ В УКРАИНЕ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОО «УКРАИНСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЦЕНТР»

«Во всех цивилизованных странах существуют программы поддержки чтения, которые учитывают внутреннюю специфику страны и ее определенные проблемы. Если в США проблема связана с образованием, то у них эта программа в основном базируется на образовании. Если в Польше решили, что эта проблема в основном связана с библиотеками, то их программа в настоящий момент нацелена на модернизацию, реорганизацию и наполнение библиотек. А что же делать такой стране, как наша?» — задает почти риторический вопрос президент ОО «Форум издателей» Александра Коваль на конгрессе «Промоция литературы в Украине», который недавно состоялся в Киеве. ОО «Украинский литературный центр» под руководством куратора литературных проектов Полины Городисской собрала организаторов наибольших литературных событий, представителей международных культурных учреждений, литературных менеджеров и культрегеров из разных уголков Украины, чтобы составить представление о том, что происходит в литпроцессе, какие вопросы и проблемы являются в сфере самыми актуальными и самыми болезненными. Говорили об участии Украины в программе «Креативная Европа», интеллектуальной книге, книжном рынке и программе поддержки чтения.

Конечно, без самого книжного рынка говорить о промоции литературы невозможно. Александра Коваль представила свою программу поддержки чтения. По ее словам, последние десять лет количество выпущенных книжек колеблется в пределах единицы на душу населения, что в 2—4 раза меньше, чем в Европе (в зависимости от страны). А в условиях сегодняшней экономической ситуации даже эта мизерная цифра может уменьшиться на 60% — так прогнозируют эксперты из Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей. Что же предлагает пани Коваль? Прежде всего — повышать уровень образования, ведь именно образованные люди с развитым критическим мышлением формируют спрос на книгу, в том числе и тренд на интеллектуальные издания с «высоких полок». С процессом повышения уровня образования неразрывно связаны и реорганизация библиотек, которым «больше всего нужны новинки, а не старые тома 70-х годов», как высказалась президент «Форума издателей». Состояние отечественных библиотек и их реформирование — это вообще отдельная дискуссия, ведь с приходом интернета украинские библиотеки без инноваций постепенно превращаются в рудиментные архивы. Поэтому Александра Коваль представила очень простой и схематический план действий от непрерывной коммуникации и составления литературной карты своей местности до убеждения Президента, ВР и Кабмина относительно необходимости принятия и финансирования долгосрочной программы поддержки чтения. Хотя на государственную поддержку, особенно в условиях сегодняшней ситуации, рассчитывать не приходится — «Форум издателей» обращался к правительствам и президентам со своей программой поддержки чтения еще с 2005 года, но, к сожалению, бюджет на сферу культуры у нас формируется по остаточному принципу.

Если помощь из отечественных ресурсов получить трудно, то есть еще шанс на европейскую поддержку. Украина может стать участником программы «Креативная Европа» — этот проект предоставляет гранты в поддержку проектов европейского сотрудничества, промоцию деятелей культуры и арт-площадок, а также в поддержку литературных переводов зарубежных авторов. В настоящий момент инициатива «Креативная Украина» в состоянии разработки — об этом заявил на конгрессе директор «Агентства культурных инициатив» и член рабочей группы «Культура-2025. Платформа стратегических инициатив» Николай Скиба. Европейская программа рассчитана на период до 2020 года, поэтому если Украина сможет стать участником — а нам еще и предоставляют «льготный билет» в этот грантовый проект — вступление в него будет стоить символический 1 евро, тогда это даст шанс развиваться отечественным креативным индустриям.

О зарубежном сотрудничестве говорили и представители Польского Института, Гете Института, Чешского центра, Британского совета и Французского института во время круглого стола «Международные проекты в отрасли литературы. Опыт промоции». Спикеры поделились с литературными менеджерами своим опытом — привлечение известных украинских писателей существенно помогает промоции переводной литературы. Так, например, благодаря Оксане Забужко наши книгоманы познакомились с Катежиной Тучковой — современной литературной звездой Центрально-Восточной Европы, а фамилия Юрия Андруховича на обложке перевода произведений Бруно Шульца, выпущенных издательством «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА», увеличило интерес читательской аудитории к книге.

Новый тренд в промоции литературы — это синтез искусств и новые форматы проектов. Как позитивные, а главное уже реализованные, примеры такого явления с привлечением разной аудитории на одну арт-площадку участники конгресса вспомнили «ГогольФест», Международный литературный фестиваль Intermezzo, Книжный Арсенал. Еще один прогрессивный ход в промоции — выход на мультимедиа. Именно таким критериям соответствует новый литературный проект «Їздець», представленный на конгрессе. Это — путеводитель для туристов и сборник короткой прозы в то же время с эксклюзивным фоторепортажем к каждому городу, который кроме бумажного варианта будет иметь интерактивную интернет-версию и, согласно планам основательницы проекта Галины Танай, будет издаваться раз в полгода.

Вообще в конгрессе «Промоция литературы в Украине» приняли участие 50 активных участников литпроцесса, которые обменялись собственным опытом литературного менеджмента и маленькими книжными хитростями. Главные редакторы и инициаторы проекта «Читомо» Ирина Батуревич и Оксана Хмелевская рассказали, что когда они открыли на своем сайте магазин, их посещаемость выросла вдвое. Марьяна Максимьяк поделилась опытом создания культурных мероприятий для маленького города на примере проекта «Арт-двор» в Бучаче — кстати, о региональных инициативах в настоящий момент в литературных кругах говорят все больше. Руководитель черкасской МОО «Книжковий маестро» Людмила Фить рассказала, что в их городе наибольшим «спросом» пользуются молодые мужчины-литераторы, что объясняется женской аудиторией, — в промоции литературы оправданы все средства привлечения читателей. Но самое главное в литпроцессе, на чем сошлись участники конгресса, — это доверие и надежность партнера. Как сказала Александра Коваль: «Конкурировать будем, когда у нас будет 40 миллионов посетителей фестивалей, а также читателей, а сейчас давайте поддерживать друг друга».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать