Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Жесткие диагнозы Юлиана Мовчана

В Житомире представили сборник произведений выдающегося деятеля украинской диаспоры в Канаде
04 июля, 19:24

Общеизвестно, что успех лечения и последующего выздоровления зависит от правильно поставленного диагноза. Такой подход уместен и для лечения болезней политических. Именно так считал Юлиан Мовчан — врач, писатель, публицист, общественный деятель, выдающийся представитель украинской диаспоры в Канаде.

Только что увидела свет книга, подготовленная Александром Батановым, племянником Юлиана Мовчана. В ней помещены произведения Юлиана Григорьевича — автобиография, лучшие статьи из канадских украиноязычных газет, описания путешествий по разным странам, рассказы.

Во вступительном слове к этой книге доктор филологических наук, профессор Житомирского государственного университета им. И. Франко Петр Билоус отметил, что перечитывая статьи Юлияна Мовчана «создается такое впечатление, что он стремился быть врачом не только для тела человеческого, но и для человеческой души». Я бы еще добавил «и для украинской нации». Ведь он, в силу политических обстоятельств, эмигрировав в Словакию, а затем в Канаду, не порывал духовную связь с Украиной. В своих публицистических статьях Юлиан Мовчан проникается судьбой украинского народа и его политическим будущим. Даже названия статей свидетельствуют о жестких, принципиальных взглядах автора: «Почему мы против федерации с Россией?», «Большевистский «рай» в украинском фольклоре», «Национальное порабощение Украины в условиях русской оккупации», «Украинские коммунисты — холуи Москвы», «Почему украинская литература в мире неизвестна?», «Трагедия писателя или нации», «Некоторые проблемы украинской освободительной политики», «Возможна ли гибель украинской нации?», «Почему Украина должна быть самостоятельным государством?», «Почему Украина и до сих пор не является независимым государством?» и многие другие, написанные в 1950-1960-е годы.

Автор выражал взгляды, которые актуальны и ныне, во времена независимости Украины. Так, в статье «Возможна ли гибель украинской нации» Ю. Мовчан пишет: «Одной из решающих предпосылок этой гибели будет постепенный упадок и отмирание украинского языка. В советском «едином котелке», как уместно высказался украинский писатель Василий Чапленко, фактически будет нужен только один русский язык, как «традиционный язык» российской империи, а все другие языки будут отходить на задний план, а со временем вообще станут отмирать. Поэтому с сожалением должны констатировать, что когда даже такие литературные величины, как покойный Максим Рыльский, который публично признался, что он уже и сам не может понять, какой теперь язык ему роднее — украинский или русский, уже «расплываются в общероссийском «котелке», то это только лишний раз свидетельствует, как уже далеко пошел процесс русификации украинского народа». И в другой статье под названием «Повезет ли Москве искоренить украинский язык?» автор обеспокоено предостерегает: «Угроза гибели для украинского народа очень серьезна и очень реальна» и в конце делает вывод, что «единственным спасением не только для украинского языка, но и украинского народа вообще является одно: как можно скорее освободиться из-под ига коммуно-московского оккупанта».

Юлиан Мовчан считал наибольшей угрозой и препятствием государственническим стремлениям украинского народа внутреннюю оппозицию в лице украинских коммунистов. Сделав короткий исторический экскурс, автор пришел к выводу: «За всю историю существования украинского коммунизма еще не было ни одного случая, чтобы хотя бы один какой-то высокий украинский коммунистический руководитель откровенно выступил с требованием независимости Украины от России. И даже несмотря на тот факт, что конституция СССР формально дает право на такого рода выступление». Поэтому свою статью назвал «Украинские коммунисты — холуи Москвы».

Юлиан Мовчан сравнивает украинских коммунистических деятелей с коммунистами других стран: «В то время, когда, например, китайские, вьетнамские, албанские, сербские, французские или любые другие коммунисты также мечтают (хотя бы, мечтают!) о построении коммунистического «рая» на земле, то независимо от этого, на первом месте они ставят интересы своего собственного народа (классические случаи — югославско-советский и советско-китайский конфликты). Поэтому мы свидетели интересного и якобы парадоксального явления: хотя во многих странах коммунистические (хотя бы по названию, потому что в существование действительного коммунистического «рая» теперь уже никто не верит) режимы существуют уже десятки лет, однако пока еще мы нигде не слышали, чтобы, по крайней мере, какой-то один глава одного из тех правительств выразил желание присоединить свою страну к СССР, который в интерпретации московских большевиков является якобы прообразом «будущего коммунистического общества», «атечествоммировогопролетариата». Нет таких. Из всего этого поневоле напрашивается вывод, что или украинские коммунисты еще настолько национально и государственно малосознательны, что в их головах еще и до сих пор не вмещается понятие о праве и потребности украинского народа на государственно- национальную независимость, или, напротив, мы имеем дело не с коммунистами в идейном понимании этого слова (или такая идея осуществима — это другой вопрос), а с продажными людьми российского империализма, которые лишь маскируются плащом коммунизма. Правдоподобно, правдивым может быть и то и другое...».

Уделил внимание Юлиан Мовчан и религиозному фактору. В статье «Почему Украина и до сих пор не является независимым государством?» он пишет: «Располагая таким мощным фактором влияния на массы, как зависимую от правительства православную церковь, Москва с помощью своих многочисленных и верных слуг — православных «батюшек» веками вдалбливала в головы наших людей идею «единойнеделимойматушкиРасеи», идею «единогоправославногонарода» и т. д. и т. д. И это, конечно, не могло не отразиться на национальном сознании украинского народа. Ничего подобного не знали ни поляки, ни литовцы, ни какие-либо другие неправославные народы.

Также ни для кого не является секретом, что украинцы западных областей Украины, в частности, Галичины, в значительной степени могут быть обязаны сохранению своей национальной самостоятельности принадлежностью к униатской (греко-католической) церкви. Так как каждый знает, что в довоенной Польше принадлежность к римо-католицизму была равнозначной с зачислением себя к польской национальности и, напротив, принадлежность к греко-католицизму — к национальности украинской».

В Житомире, в помещении ОУНБ состоится презентация этой уникальной книги. Это станет, бесспорно, важным культурным событием.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать