Актеры и воины
В Киеве открылась выставка 36 гравюр укиё-э из японской коллекции Музея Ханенко
Поклонникам восточной культуры Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко подарил утонченное эстетическое пиршество: знаменитые на весь мир гравюры школы Утагава.
«Цветная ксилография, которую мы называем укиё-э, представляет собой исключительное явление в японском изобразительном искусстве, — рассказывает руководитель восточного отдела музея Галина БИЛЕНКО. — В фондах музея хранится коллекция из 230 листов укиё-э. Из архивных источников мы знаем, что в 1912 г. Богдан Иванович Ханенко приобрел эти гравюры на аукционе в отеле Дроу в Париже. Сегодня мы показываем в японском зале 36 листов. Это работы известных мастеров, на которых изображены актеры театра кабуки, красавицы гейши, герои, а также листы с изображением пейзажей».
Художник, работающий в стиле укиё-э, делал тушью на тонкой бумаге прототип гравюры, потом резчик клеил этот рисунок лицевой стороной на доску и вырезал из нее фрагменты, где бумага оставалась белой. Так возникала первая печатная форма, затем делалось несколько черно-белых оттисков с обозначением задуманных цветов. На печатную форму наносили растительную или минеральную краску, накладывали ее на влажную рисовую бумагу и печатали гравюру.
УТАГАВА КУНИСАДА. ИЗ СЕРИИ «СТИХИ ТРИДЦАТИ ШЕСТИ ИЗВЕСТНЫХ ПОЭТОВ»
Интересно, что первоначально изображения были черно-белыми, но позже появились картинки, которые раскрашивались вручную с помощью кисти, а в XVIII в. стали применять технику многоцветной печати для изготовления так называемых парчовых картин.
Исследователи полагают, что своей известностью гравюра укиё-э обязана художнику Кунисада (1786—1864): в музейной коллекции находится свыше 100 его произведений. Путь мастера длился почти 56 лет, сохранилось от 20 до 40 тысяч отпечатков его гравюр.
В экспозиции можно увидеть лист из серии «100 стихотворений ста поэтов» 1848 г. — это поэтическая антология, созданная Фудзивара Тэйка, критиком XIII в. Каждое стихотворение принадлежит одному из 100 поэтов VII—XIII вв. В сериях «53 станции Токайдо в парных отражениях» и «Промежуточные станции дороги Токайдо» актеры изображены на фоне знакомых каждому японцу пейзажей, автор этой серии — Хиросигэ (1797—1858). Зритель может увидеть исполнителя женских ролей Иваи Хансиро VII, популярного в ролях молодых любовников актера Ичикавоя Дандзюро VII, исполнителя мужских и женских ролей Ичикавоя Дандзо VI, Савамура Таносукэ, посмертно получившего звания «дважды лучший, блестящий», и других знаменитостей японского театра.
Серии «36 видов горы Фудзи» (1834) и «53 станции дороги Токайдо» (1833) принадлежат мастеру Хиросигэ. Путь этого художника необычен: он был мальчиком из самурайской семьи, который так поверил в свой талант, что пошел учиться в школу мастеров укиё-э Утагава. На долю его гравюр «36 видов горы Фудзи» 1831 г. (повторение темы известных листов Хокусая) выпал такой успех, что Хиросигэ несколько раз повторял тираж. На выставке показана и минорная гравюра мастера — «Дорога Кисокайдо», она была создана в тот период, когда умерла его жена, и печальный Хиросигэ отправился в дальние странствия.
Работы Кунийоши (1797—1861) повествуют об исторических событиях: «Войска Йосицунэ атакуют части Хэйкэ у подножия горы в местности Ичинотани» — на этой картине изображена битва, состоявшаяся в 1181 г. Интересным дополнением к укиё-э служат самурайские мечи, кинжалы и замечательная коллекция цуба, которая находится рядом. Таким образом, в японском зале наглядно показаны предметы, схожие с военным оружием на листах укиё-э.
Большим подарком для любителей японской цветной ксилографии станут гравюры мастера Утамаро (1754—1806) «Он работал в жанре окубо-э («большие головы»), — уточняет Галина Биленко. — К созданию портретов прославленных своей красотой гейш художника подтолкнул его друг, издатель Цутая Дзюсабуро. Мы видим серии «Собрание господствующих красавиц» и «Славные красавицы шести лучших домов», созданные в период творческого взлета мастера. Рядом мы показали еще два листа: «Такашима Охиса» и «Влюбленные под москитной сеткой». Известно, что работы в жанре бидзинга пользовались большим спросом, их тираж выпускался как в издательстве «Дзюсабуро», так и в издательствах «Омия Гонкур» и «Вакасая Йоичи». Великолепие и утонченность гравюры укиё-э раскрываются нам и в чудесных произведениях художников Тории Кийонага, Кубо Сюммана, Кацукава Сюнтьо, Утагава Тойохиро (1773—1828), Хоккея, Цукимаро».
Иллюстрации предоставлены Музеем Ханенко
Выпуск газеты №:
№111, (2014)Section
В конце «Дня»