Чтобы любить - надо знать, а чтобы проникнуть в такую тонкую и необъятную, величественную и многогранную вещь, как язык, надо его любить.
Василий Сухомлинский, украинский педагог, публицист, писатель, поэт

«Фрагменты вечности»

Впервые за 20 лет полотна Виктора Рыжих и Галины Неледвы выставлены в одной экспозиции
24 октября, 2013 - 15:02
ВИКТОР РЫЖИХ. «ВЕНЕЦИЯ», 1976 г.

В Запорожском областном художественном музее открылась выставка художественной династии Виктора Рыжих, его жены Галины Неледвы и их дочери Елены. Выставка приурочена к

80-летию Виктора Ивановича и 75-летию Галины Александровны. На этот раз ценителям творчества мастеров представили более 20 работ из фондов художественного музея. А еще — несколько полотен, написанных Еленой Рыжих.

— Ни один украинский музей не имеет такой богатой коллекции работ Виктора Рыжих и Галины Неледвы, их у нас 27! В основном это период 70-80-х годов, когда запорожские хранители изобразительного искусства имели возможность получать или покупать полотна за государственные средства. Но в последние годы фонды активно пополняются благодаря щедрым дарителям, в частности благодаря Виктору Ивановичу и Галине Александровне, — отметила старший научный сотрудник Запорожского областного художественного музея, организатор выставки Тамара ГОНЧАРЕНКО. — Хорошим примером родителей вдохновилась и Елена Рыжих, которая подарила нашему музею несколько своих работ. Поэтому мы рады представить их посетителям.

ГАЛИНА НЕЛЕДВА. «ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА СЕРГЕЯ ПУСТОВОЙТА», 1970 г.

Галина Неледва и Виктор Рыжих — имена этих двух киевских художников неизменно «соседствуют» еще с начала 50-х годов. И не только потому, что они представляют семейную пару. В их творчестве и образе жизни есть что-то такое, что притягивает людей, близких к искусству. Виктор Иванович и Галина Александровна — своеобразный пример честного отношения к творчеству. Начиная с 60-х годов, их мастерская была одним из центров интеллектуальной жизни в Киеве, лабораторией такой желанной свободы, где часто встречались единомышленники. Поэтому и создавались именно портреты. Очень часто из под мольберта авторов выходили немного жесткие, иронические, а иногда и гротескные автопортреты. Но здесь встречались не только те, кто имел отношение к живописи. Звучала гитара, дискутировали поэты и художники. Приезжали гости из Грузии и Прибалтики, Москвы и Армении.

Это впервые за 20 лет полотна Виктора Рыжиха и Галины Неледвы 70-90-х годов выставлены в одном пространстве.

У Виктора Рыжиха больше архитектурных, исторических мотивов. Он много путешествовал по городам Европы, в основном Италии, поэтому сумел донести в полотнах это неподдельное ощущение вечной античности. Его картины подчеркнуто реалистичны — он не поддался искушениям современных веяний в живописи и предпочитает оставаться в рамках классики. Однако его дочь Елена, можно с уверенностью сказать, является художницей «сущностей», в каждом созданном мотиве она выделяет самое значительнее: доминирующую форму, цвет, структуру, колористическую атмосферу.

ЕЛЕНА РЫЖИХ. «НАТЮРМОРТ С МАСКОЙ. ПОСВЯЩЕН АЛЕКСАНДРУ ЖИВОТКОВУ», 1999 г.

— Виктор Рыжих больше привязан к композиционным структурам искусства Ренессанса. Что касается Галины Неледвы, то, без преувеличения, можно настаивать на звуковом колорите в ее работах. Понимая светомузыку как высшее напряжение материальной природы, — отмечает искусствовед Ольга ПЕТРОВА. — Это настоящий экспрессионизм с неистовством красочного возбуждения. Здесь главенствует не фабула, не сюжет — а творение в порыве. Кроме того, во всем, что пишет Галина Неледва, она так режиссирует произведение, что зритель чувствует себя соучастником действа, будто бы соавтором работы.

Экспозиция «Фрагменты вечности» — ретроспектива творчества каждого из художников. И прекрасная возможность увидеть в одном пространстве трех абсолютно уникальных и разных живописцев. Каждый из членов этой творческой семьи является ярким, индивидуальным и сильным художником. Несмотря на огромную «различность» стилей художественной работы, из-за которой и сравнивать их очень сложно, всех трех художников объединяет высокая живописная культура и тот факт, что каждый из них оказал существенное влияние и продолжает влиять на хронологию украинского искусства.

 Выставка «Фрагменты вечности» открыта для всех посетителей Запорожского областного художественного музея ежедневно, кроме воскресенья и понедельника, до 6 ноября.

Фоторепродукции картин предоставлены Запорожским областным художественным музеем

София КУЩ
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ