Искусство ради интеллекта
Известный индийский писатель, философ, музыкант и гуманист Рабиндранат Тагор увлекся живописью в 67 лет. Свои картины он писал и продавал, чтобы собрать деньги на университетПервый неевропейский Нобелевский лауреат, автор национальных гимнов Индии и Бангладеш, талантливый поэт, путешественник и гуманист Рабиндранат Тагор открыл для себя мир изобразительного искусства почти в 70 лет. Следующие 12 лет он посвятил живописи и графике, оставив после себя около двух тысяч работ. «Утро моей жизни было исполнено песен, пусть закат моих дней будет исполнен красок», — как-то сказал Тагор.
Примечательно, что Рабиндранат никогда не учился живописи, а создавал свои работы так, как считал нужным, по зову души. Его современники вспоминали, что писал Тагор быстро, уверенно, вдохновенно, не внося правки в уже законченную картину. Это были картины-импульсы. Именно такой стиль работы позволил ему создать столь богатое живописное наследие за такое короткое время. «Он начал рисовать, но никогда не учился. Он ходил в четыре разные школы, но ненавидел школу и ничего не закончил. Но он основал два университета, получил Нобелевскую премию, говорил с Эйнштейном... Это человек-чудо!», — рассказала «Дню» председатель правления Восточноевропейского института развития, кандидат исторических наук, правозащитница Мридула Гош на открытии в Киеве литературно-художественного проекта «Где душа живет без страха...», посвященного 150-летию Рабиндраната Тагора.
Как объяснял в свое время сам Рабиндранат, попробовать свои силы в живописи его подтолкнуло собственное литературное творчество: как-то он заметил, что подсознательно превращает зачеркнутые места на страницах своей рукописи в странные узоры. «Я поддался чарам линий...» — сказал он впоследствии. Нерядовой талант и живописный стиль Тагора вдохновлял не одно поколение индийских художников, которые в своем творчестве подражали кумиру. «Человек не умел рисовать, нигде не учился, но рисовал так, что начал вдохновлять других художников и основал целое течение в нашем искусстве», — объясняет Мридула Гош.
Некоторые искусствоведы проводят параллели между его картинами и поэтическим творчеством — настолько они исполнены необычных, тонких, временами фольклорных образов. В его работах сочетаются природные цвета, гибкие линии, движение и покой. Тагор любил писать портреты людей, изображать на своих полотнах птиц. Он не раз говорил: «Художник — любовник природы: именно поэтому он ее раб и ее повелитель».
Увлекшись живописью в достаточно зрелом возрасте, Тагор быстро раскрылся как талантливый и нерядовой художник. Уже в 1930 году в Париже в галерее «Пигаль» состоялась дебютная выставка его картин, которая вызвала огромный ажиотаж не только во Франции, но и в Индии. Для индийцев стало сюрпризом то, что их поэт и философ оказался еще и талантливым художником. Тогда картины Тагора раскупили быстро и недешево. После этого его выставки проходили во многих городах и странах — всюду с неизменным успехом. Все картины и авторские права на них философ продавал, чтобы собрать средства на основанный им университет.
Сегодня не так много картин Тагора можно найти в музеях, больше — в частных коллекциях. Коллекционеры до сих пор проявляют большой интерес к его полотнам. В 2010 году работы философа стали сенсацией на лондонском аукционе Sotheby’s. Коллекция из 12 картин Рабиндраната была продана за 2,2 миллиона долларов, что в разы превышало прогнозируемую накануне цену. Этот случай в который раз подтвердил, что настоящее, искреннее и самобытное, светлое и гармоничное искусство всегда остается актуальным и востребованным.
Украинцы имеют возможность вблизи оценить талант Тагора-художника. По случаю его 150-летия в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко до 9 октября будет проходить выставка репродукций картин, рисунков, рукописей и фотографий Рабиндраната Тагора. На выставке представлено около 65 работ. Все они стоят того, чтобы быть увиденными, ведь являются отражением души гения, человека, который пропагандировал толерантность, доброту и любовь, который на своем жизненном пути познал немало горя и радости, увидел немало стран и людей. «Тагор — гуманист, который умел увидеть самое лучшее в каждом человеке, в каждой культуре», — подчеркивает Гош. И это также нашло свое отражение в его картинах.
«Я не хочу обносить стены своего дома или забивать свои окна. Я хочу, чтобы дух культуры разных стран как можно более свободно веял везде: не нужно только, чтобы он сбил меня с ног», — когда-то сказал Тагор. Сегодня дух индийской культуры свободно веет в залах музея имени Б. и В. Ханенко.
Выпуск газеты №:
№175, (2011)Section
В конце «Дня»