Перейти к основному содержанию

Иванна НИЖНИК-ВИННИКИВ: возвращение с французского Парнаса

Работы ученицы Олексы Новакивского, покорившей творческую публику Франции, экспонируются во Львовском национальном музее до конца февраля
21 февраля, 15:34
КОВЕР «МОЙ САД», 1987 г.

Иванна Нижник-Винникив принадлежит к поколению галицких мастеров, которые после Второй мировой войны массово эмигрировали на Запад, спасаясь от репрессий на родной земле.

Свой мощный творческий потенциал художница вынуждена была реализовать на чужбине, работая почти полвека во Франции. Ее живопись, гобелены и керамика, экспонируемые в 1950—1960-х годах в наиболее престижных художественных салонах и галереях Парижа, пользовались большим успехом у французской публики, о них одобрительно отзывались такие выдающиеся представители тогдашней художественной элиты из кругов EcoledeParis, как Пабло Пикассо и Марк Шагал.

«Иоанна Нижник-Винникив, — писал французский критик и поэт Франсуа Легран, — смело показывает себя модерным художником своими красками, композициями, общечеловеческим языком, на котором она говорит, не забывая никогда Украину».

В то же время на родине художницы ее имя замалчивалось на протяжении многих десятилетий тоталитарного режима. Ее произведения в фондах Национального музея уничтожены, а контакты с родной Галичиной прерваны.

С обретением государственной независимости Украины И. Нижник-Винникив смогла посмертно «вернуться» на родину. После смерти художницы в 1993 г. судьбой ее творческого наследия занялась на государственном уровне Национальная Комиссия по вопросам возвращения в Украину культурных ценностей и Комиссия по вопросам культурного и духовного возрождения при ВРУ. Их стараниями все творческое наследие художницы (235 произведений, архив и библиотека) было передано в 1995 г. из Франции в Национальный музей во Львове. Тогда же прах художницы был захоронен на Яновском кладбище.

Выставка, организованная в нынешнем году Национальным музеем во Львове к 100-летию со дня рождения И. Нижник-Винникив, впервые так широко представляет ее многогранную творческую наработку.

Интересно показан на выставке прежде всего ранний период творчества художницы, прошедший во Львове — городе, где она родилась. Здесь, по окончании украинской женской гимназии сестер Василианок (1921—1929), Иванна Нижник-Винникив делала первые шаги в искусстве под крылом своего большого учителя Олексы Новакивского, в школе которого училась в 1929—1935 гг. Наделенная большим творческим темпераментом, она сразу отличилась как одна из самых способных учениц школы. Ее художественные произведения, экспонируемые на львовских выставках 1930-х годов, активно обсуждались на страницах галицкой прессы. Художественная критика называла И. Нижник-Винникив «многообещающим явлением» в украинском искусстве, отмечала в ее произведениях «выразительность и силу». В 1938 г. она как перспективный молодой талант была принята в ряды авангардного творческого объединения АНУМ.

Произведения художницы этого периода обозначены чертами ее раннего экспрессионизма: они достаточно сдержаны в колорите, выполнены размашистым, динамичным мазком, которым художница обобщенно и синтетически передает свои чувства и впечатления от окружающего мира («Космач. Зарево на небе», «Сестра за шитьем»).

Творчество И. Нижник-Винникив в эмиграции началось с тяжелого в ее жизни периода «скитальщины» по оккупированной немецкими войсками территории Польши, где в Леславе во время бомбардировки погиб ее муж Мирослав Винникив. После капитуляции III Рейха она, как беженка из Украины, очутилась в лагерях для беженцев недалеко от Мюнхена, в американской зоне оккупации Германии (1945—1946).

Несколько показанных на выставке произведений того времени («Автопортрет с палитрой», «Портрет военного», «Портрет лагерного священника») пронизаны суровой тревожной атмосферой, будто перекликаются с произведениями Ремарка и Хемингуэя.

В искусстве Иоанны Нижник-Винникив нет ничего, что хотя бы приблизительно напоминало натюрморт. Создается впечатление, будто всегда где-то дул степной ветер, и что движение, смысл жизни, — становится здесь основой мира

Широко и разносторонне представлено на выставке творчество И. Нижник-Винникив французского периода.

Здесь на протяжении первых десяти лет (с 1947 по 1957) она проживала в Париже. Оказавшись в новой для себя среде, абсолютно одинокая, лишенная поддержки мужа, она упорно борется за свое собственное место в пестрой интенсивной художественной жизни тогдашнего Парижа. Чтобы расширить свой художественный горизонт, обучается в Академии Жюльена (1948—1949 гг.), завязывает творческие контакты с художниками украинской колонии в Париже и с товарищами по школе Новакивского, эмигрировавшего в Канаду и США. В то же время она внимательно следит за творческими достижениями художников, которые составляли богатую яркими талантами интернациональную среду Ecole de Paris. Постепенно ее полотна, насыщенные новыми веяниями французского искусства, завоевывают признание парижского зрителя. Ее приглашают к участию на выставках в престижных галереях Парижа — в Салоне Общества французских художников (1948 г.), во Дворце Ротшильда (1949 г.), в галерее Дюран-Руэль (в 1948 г.). Ею интересуются влиятельные меценаты. Восхищен ее произведениями и шведский посол, он помогает организовать ее персональную выставку в посольстве Швеции в Париже (1948 г.). В целом, 1950—1960 годы в жизни И. Нижник-Винникив — это время наибольшего расцвета ее художественного таланта и творческой активности. Она много путешествует по Европе — посещает разные города Италии (1950 г.), Испании (1952), Англии и Бельгии (1958 г.), а впоследствии — Норвегии (1962 г.). Ежегодно летом художница выезжает работать на юг, в небольшой курортный городок Жуан-ле-Пен на французской Ривьере.

Художественные этюды из этих поездок широко представлены на выставке — это напоенные ослепительным светом, яркие в красках мотивы Средиземноморского побережья Франции («Пристань с лодками»), холмистые пейзажи Прованса («Город в горах») и урбанистические пейзажи из южной Европы («Венеция. Пейзаж с гондолой»), а рядом — окутанные суровым холодом севера мотивы норвежских фиордов и темных глубоких озер («Город над заливом Линдаль»). Очаровывают теплыми жизнерадостными красками парижские автопортреты художницы («Автопортрет с зонтиком») и выдержанные в постимпрессионистской манере женские акты и портретные наброски моделей («Женщина перед зеркалом», «Девушка в голубом»), натюрморты («Цветы в кувшине»).

В конце 1940-х годов И. Нижник-Винникив серьезно заинтересовалась художественной керамикой. В 1952 г. она изучает керамические технологии в одном ателье с Марком Шагалом, который впоследствии высоко оценит на выставках ее выполненные в традициях украинского народного гончарства керамические изделия (некоторые из них презентованы в нынешнем году на выставке).

Прованс — старинный центр французской керамики, известный своей высококачественной глиной и теплым средиземноморским климатом, — все больше притягивает слабую здоровьем художницу. И в 1957-1959 гг. она живет в провансальском городке Жуан-ле-Пен. Здесь она знакомится с вдовой писателя Владимира Винниченко — Розалией, живущей неподалеку в Мужене, живописной местности около Канн, в собственном доме с большим садом, так называемом Закутке. Сюда после смерти Розалии Винниченко переезжает на постоянное проживание Иванна Нижник-Винникив. Здесь, в Мужене, прошел последний 30-летний период ее творчества, наполненный художественной работой. Вместе с художником Кульчицким она в 1961 г. строит на территории «Закутка» керамическую мастерскую, гончарную печь и полностью отдается работе на этой ниве. Ее оригинально выполненная художественная керамика пользовалась большим успехом на французских выставках и спросом многочисленных покупателей, распространяясь при посредничестве дилерских фирм по всей территории Франции и многих стран Западной Европы.

В последние годы жизни художница увлеклась ковровщиком. Это еще один очень интересный участок ее позднего творчества, в котором она выступает как настоящий артист формы, художник современного модерного мышления. Ее ковры, выполненные в 1970—1980-х гг. в редкой технике нашивной аппликации, экспонировавшиеся на французских и европейских выставках вместе с произведениями Пабло Пикассо, получали неизменно высокие оценки критиков и зрителей.

«Искусство Иоанны Нижник-Винникив, — отмечал в свое время выше упомянутый Франсуа Легран, — является противоположностью замкнутому, спокойному и статичному миру. В нем нет ничего, что хотя приблизительно напоминало натюрморт. Создается впечатление, будто бы всегда где-то дул степной ветер, и что движение, смысл жизни, — становится здесь основой мира».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать