«Как не поссорились в Киеве...»
Уникальная выставка, объединившая шесть музеев столицы
В выставке, которая проходит в Музее истории Киева, принимают участие шесть его филиалов: Историко-мемориальный музей Михаила Грушевского, Литературно-мемориальный музей Михаила Булгакова, Музей украинской диаспоры, Музей Шолом-Алейхема, Киевский музей А.С. Пушкина, Музей шестидесятничества.
Как будто в музыкальное произведение, влюбляешься в эту выставку: звучат разные мелодии, каждая очаровывает по-своему, и вдруг осознаешь, как гармонично раскрывается их красота именно в сочетании всех тем — ни одна не должна исчезнуть! А еще время от времени появляется улыбка, искрится неповторимый киевский юмор, и в этом особенная привлекательность экспозиции.
Сценарий проекта «Как не поссорились в Киеве...» (писали его вместе заведующие шести музеев) имеет подзаголовок «Пьеса-фантазия». Младшему научному сотруднику Музея истории города Киева приснилось невероятное: в очереди в кассу Театра им. И. Франко за билетами на спектакль «Тевье-Тевель» встретились... Пушкин, Грушевский, Булгаков, Шолом-Алейхем — и решили прогуляться по современному городу, возле Национальной оперы к ним присоединился Серж Лифарь, а в финале герои познакомились с молодыми шестидесятниками. Возможно, это был не сон — и участники небывалой компании не заблудились в лабиринте времени, а действительно нашли общий язык?
ГОРОД ГЛАЗАМИ ЗНАМЕНИТЫХ КИЕВЛЯН
Главный герой выставки — Киев глазами великих киевлян, и Людмила Губианури, директор Музея М. Булгакова, предложила такую форму, чтобы рассказать о Киеве, каким его видели патроны. А художник Андрей Романченко организовал пространство вокруг главных тем и воспроизвел известные и забытые уголки вечного города. Это Софийский собор и Киевская духовная академия, Университет и Первая гимназия, Оперный театр и Владимирская горка, книжный магазин Луки Ильницкого, первый украинский клуб в доме Александра Конисского и винный погреб Бабунидзе и Долаберидзе.
ГРАФИКА НАЧАЛА ХХ ВЕКА (ЭКСПОНАТ ИЗ МУЗЕЯ М. ГРУШЕВСКОГО)
Бессарабка Шолом-Алейхема отличается от Андреевского спуска Булгакова, а Панькивщина Грушевского — от древнего Киева времен Пушкина. Путешествие по выставке волнует, ее фрагменты приковывают внимание надолго. В панорамное изображение Владимирской горки вмонтированы сделанные именно здесь два фотоснимка: на одном Михаил Булгаков с женой Еленой Сергеевной в 1934 г. (его писатель послал брату в Париж со словами: «Мы в зелени. Это зелень моей родины»). На другом — Надежда и Иван Свитличные, лидеры шестидесятнического движения сопротивления, и радостно видеть людей света в «самом лучшем месте в мире». Рядом — очень «киевская» поэма Пушкина «Руслан и Людмила», 1820 года издания: так прорастает сквозь века легендарный Киев, а в его саду — прижизненное издание романа в стихотворениях Пушкина «Евгений Онегин» (1829), эта поэма с комментариями Лифаря (1937) — С. Лифарь «Третий праздник Пушкина» (Париж, 1937).
Поражает инсталляция Андрея Романченко: «затанцованные» до дыр балетки, как будто обратная сторона славы, а над ними свободно парит в пространстве киевлянин — рыцарь балета на плакате «Серж Лифарь» (Поль Колин, Париж, 1935).
Неожиданная встреча с другим киевлянином, который подарил любимому городу нежное имя Егупец, ожидает в книжном магазине Луки Ильницкого: «Литературно-научный вестник» (Киев, 1919) содержит труд Шолом-Алейхема «Немец». А на одной из многочисленных афиш театрального раздела в репертуаре гастрольного путешествия 1945 г. Киевского государственного еврейского театра две пьесы по произведениям Шолом-Алейхема — «Портной» и «Тевье молочник». Через многие годы спектакль «Тевье-Тевель» Национального театра Ивана Франко с Богданом Ступкой в главной роли и сценографией Даниила Лидера стал киевской легендой.
Вот три парты из Первой гимназии, где учились Булгаков и Лифарь. А на поверхности старинного письменного стола под стеклом — портреты и документы трех Михаилов, выпускников Киевского университета: Грушевского, Булгакова, Брайчевского. Дипломная работа Грушевского была удостоена золотой медали в 1890 году, Булгаков получил звание «врач с отличием» в 1916-м, а историк Брайчевский — диплом с отличием в 1948 году.
ПУТЕШЕСТВИЕ, ОСВЯЩЕННОЕ ЛЮБОВЬЮ
Остров стареньких печатных машинок, в которые вставлены листки с текстами самиздата, проштемпелеванные КГБ в 1970-х. Среди них — статья Григория Кочура «Мигель Сервантес и Дон Кихот», открытое письмо в ЦК КПУ и Президиум Союза писателей Украины Василя Стуса против цензурных притеснений, стихотворение Станислава Тельнюка «Пісенька останнього гурона» с посвящением Лине Костенко. А на стене — лист черновика рукописи поэмы Пушкина «Полтава» с изображением виселицы.
ПЛАКАТ ПОЛЯ КОЛИНА, ПОСВЯЩЕННЫЙ ЗВЕЗДЕ БАЛЕТА ПАРИЖСКОЙ ГРАНД-ОПЕРЫ СЕРЖУ ЛИФАРЮ (ПАРИЖ, 1935 г.)
И территория личной жизни: фотографии шестидесятников, излучающих подлинность любви и семейного счастья в чрезвычайных обстоятельствах: Василь Стус с женой Валентиной Попелюх и сыном Дмитрием, Алла Горская и Виктор Зарецкий, Светлана Кириченко и Юрий Бадзе, Иван Светличный с женой Леонидой, а Вячеслав Чорновил и Атена Пашко в ссылке в Якутии — в вышиванках. Какие красивые пары!
Неслучайно путешествие, освященное любовью к Киеву, завершается в грузинском винном погребе Бабунидзе и Долаберидзе — из воспоминаний современников, когда туда приходил Грушевский, «кавказский «погребок» становился сказочной пещерой». И чудо произошло — разделенные временем, разные по взглядам и национальной принадлежности, герои находят настоящее понимание в дружественной застольной беседе.
Первый, весьма необычный, проект состоялся очень вовремя: шесть музеев предоставили немало уникальных оригиналов и воплотили классическую идею многонационального Киева — объединение людей культуры для возрождения страны. Такое сотрудничество открывает путь к новым возможностям профессионального существования, ведь создание выставок — одно из главных направлений музейной деятельности.
Выставка будет работать до 4 сентября.
Выпуск газеты №:
№123-124, (2016)Section
В конце «Дня»