Казак как матрица нашего менталитета
В Национальном музее Тараса Шевченко открылась выставка «Мамай объединяет Украину»![](/sites/default/files/main/articles/28082014/24kartina2.jpg)
В экспозиции — работы украинских художников, которые экспонировались во время ежегодных историко-культурологических фестивалей «Мамай-fest» и переданы на постоянное хранение в Музей истории Днепродзержинска. Впоследствии они войдут в коллекцию Музея изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Казак Мамай», который планируется открыть на прежних казацких землях — в Каменском (Днепродзержинске).
Организаторы сконцентрировали свои усилия на создании культурного пространства, в котором хранятся гены национальной памяти. Сам образ казака Мамая осознан как своеобразная матрица украинского менталитета — считают специалисты, посвятившие себя изучению этой тематики. Все работы на выставке «Мамай объединяет Украину» тщательно отбирались с целью показать в столичном музее Тараса Шевченко самое лучшее из всей казачьей коллекции. Большая часть картин написана мастерами из львовского «Клуба украинских художников».
Интересно, что в данном случае художники взяли на себя функции меценатов, чтобы заложить основы музея «Казак Мамай» на бывших Вольностях Запорожских. Сформировал коллекцию живописных, графических и скульптурных работ, объединенных мамайской тематикой, заслуженный деятель искусств Украины, президент «Клуба украинских художников» Орест Скоп. Произведения иллюстрируют собой основные направления творческих поисков «Клуба украинских художников».
Темой казачества увлеклись и предоставили свои работы заслуженный художник Украины Петр Сыпняк, народный художник Украины, скульптор Василий Ярич, скульптор, профессор Львовского художественного колледжа им. Труша Ярослав Юзькив, член НСХУ, преподаватель Академии искусств Владимир Иванишин, члены НСХУ Иван Микитюк, Василий Федорук, Сергей Резниченко, Алексей Косатый, Дмитрий Парута, Роман Опалинский, Богдан Сорока, Ярослав Винничок, Андрей Василик, Иван Микитюк, Валерий Шаленко. Собственное видение образа Мамая предложили современные художники Виктор Цапко (Полтава), Леонид Давиденко (Кривой Рог), Сергей Лаушкин (Киев) и другие.
Отметим, что и сам образ Мамая представлен весьма разнообразно: здесь герой на белом коне, артист, играющий на бандуре, есть даже лирично-романтичная трактовка Мамая. Несколько картин почетно посвящено Крыму и Одессе. Главным же акцентом выставки, посвященной единству всей нашей страны, стала национальная карта, которая изображена символически. Ее составили из изображений казака на двадцати пяти работах — согласно существующему административно-территориальным делению Украины (24 области и АР Крым).
Организаторы объясняют, что каждая представленная в экспозиции картина «отражает географические или историко-культурные особенности края», но их объединяет общее видение прошлого и будущего, что делает этот проект чрезвычайно актуальным в сложные для Украины времена.
СЕРГЕЙ МИХНОВСКИЙ. «СОБЛАЗН КАЗАКА МАМАЯ»
Безусловно, утверждение патриотических настроений в современном зрителе невозможно без изучения своей истории, культуры и фольклора. Мы все знаем, что казак и воля — синонимы, но укрепить эту матрицу в сознании сегодняшних (особенно молодых) зрителей возможно только при условии экскурса в прошлое, его креативного и аналитического осмысления.
Следует добавить, что идея нынешней выставки созрела как часть историко-культурологического фестиваля «Мамай-fest». Он был основан в 2008 в Музее истории Днепродзержинска. Множество специалистов истории и художников трудились и продолжают трудиться над этим фестивалем. Образ Мамая особенно важен и всесторонне изучен: «Доминирующим мифом исторической памяти на протяжении веков является казацкий типаж, который играл и продолжает играть очень важную роль в консолидации современной украинской нации. Именно этот миф остается наиболее приемлемым для Украины по оба берега Днепра: в массовом сознании образ казака сливается с образом Украины».
Основная идея просматривается в картинах и самом проекте достаточно прозрачно — важно суметь показать функцию казака как защитника народа. Эта задача очень актуальна сейчас, она всегда будет играть свою важную роль в единстве современной украинской нации. «Традиционный фон картины и внешний вид казака убедительно свидетельствуют, что казак — не агрессор и не нападающий. Применение силы с его стороны направлено только на защиту» — подчеркивают организаторы.
Мы искренне верим, что эта оборонительная функция поможет не только укрепить внешние границы нашего государства, но и утвердить внутренний дух солидарности и патриотизма: любить свою страну — значит делать конкретные усилия для ее целостности, процветания и богатства. В том числе, это значит беречь традиции и ценить культуру, поддерживать друг друга и сохранять наследие предков — только таким путем можно дать импульс жизни свободному будущему. Следовательно, казак Мамай как фигура сверхсовременная будет интересен для всех желающих посетить выставку, которая открыта до 3 сентября.
Выпуск газеты №:
№159, (2014)Section
В конце «Дня»