Художники — об историческом облике городов
В галерее «Триптих АРТ» открылась выставка Веры Вайсберг и Глеба ВышеславскогоСегодня все больше художников обращаются к мотивам урбанизации и городского пейзажа. Однако виденье одних и тех же улиц, скверов и площадей довольно разное. Украинская художница, арт-критик Вера Вайсберг, которая теперь живет и работает в Германии, и художник и искусствовед Глеб Вышеславский давно интересуются «нетуристическим» взглядом на города-мегаполисы. На их полотнах Киев, Венеция, Париж, Барселона, Гамбург изображены без туристической экзотики, знаковых мест и открытых ракурсов. Художники рисуют город таким, каким видят его жители. Работы экспозиции отличаются стилистически, но стоят на одном идейном уровне.
«Я ПЫТАЮСЬ ИЗОБРАЗИТЬ ГОРОД, КОТОРЫЙ ПРОДОЛЖАЕТ ТРАДИЦИИ МАГДЕБУРГСКОГО ПРАВА»
— Украинское искусство ХІХ века интересовалось природным пейзажем. Чаще всего на картинах того периода можно увидеть открытые просторы степей, леса, горы, — говорит Глеб ВЫШЕСЛАВСКИЙ. — Как бы наперекор этому к индустриальной теме впервые стали обращаться футуристы. Это был действительно вызов традиционному занятию живописью, который, правда, продолжался недолго, ведь советская власть практически поставила крест на теме урбанистики и начала активно навязывать социальный пейзаж и убеждать всех, что украинская культура — это исключительно сельский феномен. Именно тогда украинский город начал медленно терять свои средневековые традиции и исторические достижения. Я пытаюсь изобразить город, который продолжает эти традиции и руководствуется вольностями Магдебургского права.
Художник рисует лишь те города, в которых проводит много времени. Приезжая куда-то, он прежде всего просит местных жителей показать то, чего обычно не показывают туристам. Ему одинаково интересны как исторически значимые места, так и маленькие уютные переулки. По его мнению, так можно увидеть город изнутри во всей его целостности, без современного «шансона» и «фарша», а затем — перенести этот взгляд на полотно.
В работах Веры Вайсберг город — это живой организм, дышащая структура. Художница изображает общие алгоритмы Гамбурга, которые можно ощутить в любой части города. Северо-немецкий стиль живописи позволил ей показать темп, в котором живет город, его основные цвета, настроения, рельефы. «Город» — это вторая выставка Веры Вайсберг в Украине (впервые ее работы экспонировались в киевском музее Шолом-Алейхема — выставка «Еврейский квартал»).
В целом, на картинах двух художников можно рассмотреть разницу между украинскими и европейскими городами. Сегодня жители украинских мегаполисов не чувствуют себя свободно, а сами города похожи на большие вокзалы, откуда постоянно хочется куда-то ехать. По словам Глеба Вышеславского, советская власть разрушила ощущение историчности в украинских городах, с тех пор они все больше теряют свою полноту:
— В важных исторических центрах — Париже или Венеции — каждое насильственное разрушение облика города побуждало его жителей сохранять общую историчность места. Сегодня там запрещается даже изменить цвет заборов или форму фасадов, чтобы не утратить общую атмосферу прошлых веков. Когда-то украинские города поймут всю важность исторического сознания. Но останется ли что-то до тех пор?..
Фоторепродукции предоставлены галереей «Триптих АРТ»