Лондон, созданный в Киеве
Выставку оригинального, но почти неизвестного украинского художника Александра Шульдиженко представляют в ART 14 gallery
Этот художник — загадка. При жизни Шульдиженко знали в основном как монументалиста. Его работы до сих пор можно увидеть по Украине — например, знак при въезде в город Дубно. Но также Александр Шульдиженко создал тысячи листов графики, которые хранил под кроватью в помещении, где работал. Почти все эти работы — порывистые фигуры уличных музыкантов и художников, беспризорные, пляжники, друзья — нарисованные по воспоминаниям, по сюжетам, увиденными в Лондоне. В Англию Шульдиженко (который там был известен как Стахов) попал после Второй мировой войны, прожил там с 1947-го по 1954 год, а затем вернулся в Киев, почему — неизвестно.
Проект в ART 14 gallery, созданный совместно с Музеем истории Киева и Институтом проблем современного искусства, так и называется — «Лондон-Киев». Некоторые работы показывают впервые — например, рисунки из серии с условным названием «Античный пляж». Фигуры людей, а особенно — профили женщин с высокими прическами, напоминают росписи на древнегреческих вазах. Кроме произведений Шульдиженко, в рамках проекта представлены скульптуры из резины Аллы Жмайло, созданные по мотивам монументальных работ художника, — гуцульських масок.
ОДНА ИЗ РАННИХ РАБОТ АЛЕКСАНДРА ШУЛЬДИЖЕНКО, КОТОРАЯ НЕ СОХРАНИЛАСЬ ДО СЕГОДНЯ (НА ВЫСТАВКЕ ПРЕДСТАВЛЕНА ЕЕ РЕПРОДУКЦИЯ). ХУДОЖНИК ЛЮБИЛ ИЗОБРАЖАТЬ ЖИВЫЕ СЦЕНКИ, ПОЛНЫЕ ПСИХОЛОГИЗМА
«Об Александре Шульдиженко я узнала давно, еще в 1988 году, — вспоминает Екатерина Борисенко, основательница галереи ART 14. — Тогда художник уже умер (это случилось в том же 1988 году. — Авт.), а мой друг и учитель Ирина Вышеславская дружила с ним и как-то позвала посмотреть его работы. На то время я только поступила в художественный институт, и увиденное совсем расходилось с тем, что делала, чему нас учили. Поэтому имя Шульдиженко осталось в моей памяти, а где-то год назад увидела, что Глеб Вышеславский, куратор нашей выставки, стал углубляться в исследования о художнике и поделился со мной своими открытиями. Тогда и родилась идея сделать подобный проект».
Свое художественное образование Шульдиженко получил в Лондоне, там он также изучал философию. Кроме графики, художник создавал бумажные скульптуры — в Киеве это было в диковинку. «Все свои монументальные работы Александр Шульдиженко сначала проектировал из бумаги, а затем воплощал их в металле. Это значительно отличалось от того, что тогда делали остальные монументалисты — они лепили модели своих работ из пластилина, и получалось не так динамично, — рассказывает Глеб Вышеславский, куратор выставки «Лондон-Киев», научный сотрудник Института проблем современного искусства. — Но сейчас такое моделирование из бумаги уже вошло в базовое образование художников».
БОЛЬШОЙ ПЛАСТ РАБОТ, СОЗДАННЫХ В 1970 — 1980-х ГОДАХ, ШУЛЬДИЖЕНКО ОБЪЕДИНИЛ В ЦИКЛ ПОД НАЗВАНИЕМ «ВОСПОМИНАНИЯ О ЛОНДОНЕ». ИНТЕРЕСНО, ЧТО ДИНАМИЧНЫЕ СЮЖЕТЫ ДЛЯ ЭТИХ ГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИК БРАЛ ИЗ ПАМЯТИ
В 1980-х годах Шульдиженко не приняли в союз художников — к репатриантам относились с подозрением. Да и графика его была далека от советского канона: экспрессивная манера, запутанный рисунок. Первая выставка произведений художника состоялась уже после его смерти, потом было еще несколько проектов в Киеве. Говорит Глеб Вышеславский: «По сути, о Шульдиженко знают только специалисты и знакомые. Для публики он — забытый художник, и мы возрождаем память о нем».
Выставка «Лондон-Киев» продлится в столичной галерее ART 14 до 28 августа.
Выпуск газеты №:
№106-107, (2016)Section
В конце «Дня»