Музейные детективные истории,
или Как полотно неизвестного итальянского мастера превратилось в автопортрет известного русского художника«Портрет военного» кисти неизвестно итальянского художника ХІХ века и автопортрет русского художника Николая Ломтева в костюме гофтромпетера. Есть разница? А это, между прочим, одно и то же произведение. До и после атрибуции. Дело это кропотливое, длительное, очень часто неблагодарное. А еще оно напоминает детективные истории с художественным привкусом.
В Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко есть так называемый «Фонд ЖБ». В нем сохраняется живопись, «не имеющая музейной ценности». Особенно пополнился этот фонд в послевоенные годы, когда изуродованные и поврежденные картины стали повседневным делом. До недавнего времени «Портрет военного» кисти неизвестного итальянского мастера находился именно там. Впрочем, у опытных искусствоведов он сразу вызвал подозрения.
Во-первых, черты лица изображенного на полотне мужчины были не итальянскими, а классически славянскими. Во-вторых, странная надпись на картине: «ХХХ OLIMPIA» и монограмма «NЛ». В-третьих, выражение лица героя, его поза, большая широкополая шляпа, труба в правой руке — все это сеяло сомнения относительно истинности названия: «Портрет военного. Картина неизвестного итальянского художника ХІХ века».
После длительных поисков и исследований, которые продолжались более полугода, оказалось, что картина действительно была создана в середине ХІХ века (как и свидетельствует надпись на ней «ROMA 1845»). Это подтвердил анализ с помощью инфракрасных лучей. А вот остальные предположения оказались ошибочными. Монограмма «NЛ» — это, как выяснилось, подпись художника Николая Ломтева. Об этом свидетельствуют аналогичные подписи на других его картинах.
В момент создания этого полотна Николай Ломтев (1816—-1859), русский художник, живопись которого боготворил в частности Павел Третьяков (в свое время он даже закажет Ломтеву четыре полотна), учился в Риме. Есть фото, где Николай Петрович ориентировочно в это же время зафиксирован вместе с членами российского художественного союза. На этой фотографии Николай Ломтев стоит в большой широкополой шляпе, очень похожей на ту, которая изображена на «Портрете военного». Тогда у искусствоведов впервые возникла мысль о том, что это может быть автопортрет. А последующий анализ, в частности сравнение с другими портретами художника и иконографический анализ, наконец подтвердили эту догадку. Николай Ломтев изобразил себя в костюме трубача на празднике 30-й «олимпиады» (поэтому и «ХХХ OLIMPIA») — это некие «майские праздники», которые устраивали художники, завершая ежегодные римские карнавалы. Празднования «олимпий» сопровождались переодеваниями в разных, часто героических персонажей. Поэтому Ломтев и надел костюм придворного трубача (гофтромпетера).
Но вся эта история могла бы и не быть выясненной, а Николай Ломтев остался бы итальянским полковником, если бы «Портрет кисти неизвестного художника» не заинтересовал Елену Живкову, заведующую отделом западноевропейского искусства музея Ханенко. Именно она распутала эту детективную историю, а, высказываясь на профессиональном языке, атрибутировала картину. Она и рассказала «Дню» о радостях и бедах редкостной в наше время профессии.
Таким образом, атрибуция отвечает на три основных вопроса: «Что? (Кто?) Где? Когда?». По словам Елены Викторовны, важно искать не славу, а истину. А это значительно сложнее. И, несмотря на то, что в ХХІ веке наступает эра высоких технологий, они не в состоянии заменить знатока и профессионала в деле атрибуции. Исследовательскую работу (к которой относится и атрибуция) государство не финансирует. Из казны оплачивается только отопление, свет, охрана и расходы на зарплату работникам. А выставочная и научно-музейная работа — нет. Хотя именно те искусствоведы, которые занимаются атрибуцией, зарабатывают для государства достаточно большие средства, ведь картина неизвестного итальянского художника ХІХ века и автопортрет известного русского художника имеют на художественном рынке кардинально разные диапазоны цен.
Но больше всего пани Елену огорчает не эта, согласитесь, тривиальная для страны проблема безразличия государства к лучшим и самым талантливым, а тот факт, что школьники, ежедневно приходящие в музей, интересуются в основном лишь тем, «дорого ли это стоит»? И часто им бывает весьма сложно объяснить, что есть вещи, которые невозможно измерить деньгами.
...Сейчас автопортрет Николая Ломтева отреставрирован. Однако он не включен в постоянную экспозицию. Не поверите: достойной рамы не нашлось...
Выпуск газеты №:
№200, (2011)Section
В конце «Дня»