Национальное с привкусом новаторства
Инна ПАНТЕЛЕМОНОВА: «Мне хочется передать внутренний мир современного человека, живущего в Украине»Одаренная украинская художница-живописец Инна Пантелемонова — пример того, как национальные корни отражаются в современном искусстве, гармонично сочетаются с новаторским и экспериментальным подходом, не впадая при этом в иллюстративность и классический фольклоризм. Инна родом из Одессы, но часто ездит в Карпаты и Крым, любит гостить в провинции — и отовсюду привозит этюды. Она — выпускница ассистентуры Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, член Союза художников Украины, сейчас живет в Киеве. Совсем недавно ее произведения из абстрактной серии демонстрировались на арт-фестивале «Артосфера», эти полотна — яркий пример диалога между национальными мотивами украинского орнамента и экспрессивно-абстрактными поисками художницы. Инна широко известна как автор жанровых картин и пейзажей, иногда она обращается к детским рисункам и «наиву». Принимает активное участие во всеукраинских и международных фестивалях, творческих симпозиумах и пленэрах. Каждый, кто питает пристрастие к яркой и полноценной живописи, может увидеть произведения художницы на киевских вернисажах, ее картины находятся в коллекции Украинского дома и Фонда культуры, запорожской галерее Art L, арт-холле «Кайрос» Ольги Богомолец и многих других галереях, в частных коллекциях Украины и зарубежья. Сегодня Инна ПАНТЕЛЕМОНОВА расскажет газете «День» о своем творчестве.
— Ваше творчество тесно связано с родной землей, что означает для вас как для художницы национальная тематика?
— Прежде всего, я стараюсь всегда прислушиваться к своей душе, а в последние годы очень часто вспоминаю детство — что со мною приключалось, что сокровенно-детское живет в моей душе. Все мое детство прошло в частном доме, в сельской атмосфере. Мои бабушки и дедушки родом из Винницкой области, я приезжала к ним в гости, поэтому темы сельской Украины мне очень близки. Но при всем этом, для меня очень важно оставаться современной художницей, поэтому я ищу новые подходы, экспериментирую в масляной живописи, рисую пастелью, пишу акварелью, ищу новые возможности для передачи выразительности. Мне совсем не хотелось бы делать некую иллюстрацию к жизни — я стремлюсь передать внутренний мир современного человека, живущего в Украине.
— Ваши картины — сюжеты и пейзажи, представляют зрителям мир, который «держит баланс» между реализмом и сказкой...
— Да, в моем творчестве все зависит от того, какую задачу я перед собой ставлю. Когда я вижу красивую природу, мне хочется написать ее с натуры, а когда вижу населенный пейзаж, мне он видится уже как мотив, я передаю его через себя как сказку. Например, если это улочка с домиками где-то в Карпатах, я воспринимаю это как некое представление...
Прошлой осенью у меня был очень интересный пленэр «джиппинг», его спонсировала кампания джипов. Мы жили под Алуштой в Крыму, в группе были разные художники — реалисты и абстракционисты. Мы заезжали в совершенно недосягаемые места, куда можно добраться с трудом. Я благодарна этой поездке, так как потом у меня возникли очень интересные работы. Мы жили в домиках, возвращались под вечер, и после каждой поездки я сразу выплескивали впечатления на холст. Так родилась моя любимая картина — «расавица Демерджи». Когда мы поднялись на эту гору, несмотря на ветер, все вокруг было красивого красно-оранжевого и желто-зеленого цветов, да и вообще, осень в Крыму всегда прекрасна. А потом у нас была итоговая выставка, когда мы представляли свои картины на живых природных стенах: кустах и деревьях, все смотрелось очень оригинально.
— Расскажите о картинах, которые вы показали публике на выставке «Искушение Весны», которая состоялась в Киеве в апреле.
— Тема весны для меня очень сокровенна — великое таинство происходит в природе в это время года. Каждый год мы имеем счастье с трепетом любоваться чудом возрождения всего живого, нового дыхания жизни. На выставке я представила живопись, которая так или иначе иллюстрируют это состояние души. Картина «Красавица Демерджи» великолепно передает настроение гармонии с жизнью и весеннего состояния души. «Пасха» посвящена великому христианскому празднику, когда человек, очистившись после поста, переходит очередной рубеж своей жизни, у него появляется возможность обновиться подобно тому, как природа весной, а потом — новым, чистым взглядом взглянуть на жизнь. На полотне «Ультрамариновые сны» мы видим теплый майский вечер. Это символическая композиция с элементами сюрреализма, здесь изображен черный попугай, отчасти элемент реальности, отчасти сна, об этом знает только птица, спящая на полотне. «Весенняя нега» — моя попытка передать состояние спокойствия и умиротворения души, которое свойственно любимой и любящей женщине. А картина «Весна внутри» — это философская работа. Я преклоняюсь перед пожилыми людьми, которые, пройдя коллосально трудный жизненный путь, несмотря ни на что, остаются мудры, светлы, благодарны жизни, излучают тот благодатный, искренний внутренний свет, на который, словно мотыльки, слетаются другие. «Весна внутри» — это состояние души, к которому должен стремиться каждый человек, и чем раньше он придет к нему, тем счастливее будет.
Выпуск газеты №:
№107, (2012)Section
В конце «Дня»