Нэцкэ: мир на ладони
«Мир в горчичном зерне» — так называется выставка, открывшаяся в киевском салоне «Антиквариат». Она уникальна тем, что, во-первых, на ней представлена самая крупная из имеющихся в СНГ коллекций нэцкэ и окимоно, а, во- вторых, тем, что коллекция эта частная. — Произведения искусств не должны прятаться в запасниках и чуланах, — считает владелец коллекции, президент Ассоциации национально-культурных объединений Украины Александр Фельдман. — Они должны работать на нашу культуру и духовность. Пусть и наша акция, проведенная в рамках культурно-просветительского проекта «Диалог культур», послужит примером открытости для украинских коллекционеров.
Экспозиция киевской выставки «Мир в горчичном зерне» насчитывает около ста изящных статуэток (окимоно) и брелоков (нэцкэ) вырезанных из слоновой кости. Каждый экспонат потрясает своим совершенством — это целый мир, умещающийся на ладони.
Трудно поверить, что первоначально нэцкэ отводилась весьма утилитарная функция — быть противовесом на поясе кимоно. Ведь как в китайском, так и в японском национальном костюме не были предусмотрены карманы. Все необходимые вещи — ключи, кисет, кошелек, мешочек с лекарственными травами — привязывались к поясу.
Но постепенно нэцкэ превращается в одну из главных деталей костюма, служившей так называемой визитной карточкой человека. По нэцкэ можно было судить о материальном состоянии хозяина, его вкусах и даже о его философских воззрениях. Ведь маленький, вырезанный из слоновой кости бреллок изображал мифологических героев, исповедывающих добродетель и любовь к человеку.
Японцы боготворят природу, в их мифах животные наделены волшебными силами. Вот поэтому так часто встречаются среди нэцкэ изображения крыс и мышей — символов богатства, обезьянки — символа добродетели. При этом форма нэцкэ должна быть обтекаемой, никакие острые выступы и зазубрены не должны отвлекать держащего в руках бреллок от мыслей о вечном.
Золотой век нэцкэ начался с середины XVIII века, когда оно превратилось в искусство. Тогда же стало модным украшать свои жилища небольшими статуэтками — окимоно. На выставке они представлены и в виде маленьких миниатюр, и в виде крупных композиций. Например, в одной из композиций китайского мастера изображена модель Вселенной, какой ее представляли в древности: дракон держит шары, их 24 — один в другом. Удивительно, но сделана эта композиция из цельного куска слоновой кости. Каждая представленная в экспозиции работа — это шедевр, который можно рассматривать часами.
— Особенно дорого мне окимоно «Человек, спасший лягушонка», — рассказывает коллекционер Александр Фельдман. — В этой фигурке заложен потрясающий смысл и мудрость. Лягушка в японских мифах открывает людям клады, но не всем, а только тем, кто сначала спасет их от верной гибели. Все, мечтающие о богатстве, должны знать: судьба будет благосклонна к ним только тогда, если они бескорыстно помогают другим.
Выпуск газеты №:
№110, (2004)Section
В конце «Дня»