Несотворенные фрески Марии Юнак
Малоизвестные страницы жизни и творчества ученицы Михаила Бойчука![](/sites/default/files/main/articles/13032014/24kartina2a.jpg)
Мария Юнак избежала доли своего Учителя и старших коллег, но ее жизнь не обошла страшная тень репрессий, выпавших на бойчукистов, которые остались в Киеве. Обвинения в национализме и формализме повлияли на то, что мастера не приняли в Союз художников, она не получала «перспективных и денежных» заказов, ее имя не вошло в большинство историй украинского искусства и словарь художников Украины. Но самым страшным было то, что ее — художника-монументалиста — не допускали к участию во фресковых росписях, о которых она мечтала всю свою жизнь...
Родилась будущая художница 15 февраля 1902 года в Киеве на улице Фундуклеевской в доме Коллегии Павла Галагана, где ее отец занимал должность «технического служителя». Воспитанная в работящей украинской казацкой семье, Маруся «первой ученицей» завершает учебу в четырехклассном реальном училище и в 1914 году поступает в киевскую женскую гимназию им. св. Кн. Ольги.
Осанистая и стройная, молодая казачка Маруся Юнак, по завершении с отличием гимназии в 1920 году поступила в Украинскую Академию Искусства, где сразу же была зачислена в мастерскую монументальной живописи профессора Михаила Бойчука.
«ДЕВУШКА В ПЛАТКЕ». 1921 г.
«Атмосфера Академии искусств, яркая колоритная личность учителя..., возможность узнавать чрезвычайно много об истории и искусстве народов мира, каждый день открывать для себя что-то новое в законах творчества, — пишет киевский искусствовед В. Рубан, — окрыляли, заставляли не замечать голод, тяжелое время боев и нападений банд. Бойчук, сам глубоко преданный искусству, наделенный блестящим даром организатора и педагога, покорял молодежь пламенными проповедями посвящать искусство народу, создавать для него красоту».
Сама Мария Юнак в «Автобиографии» дополняет, что в сад у одноэтажного дома на Татарке, где жил профессор, «Михаил Львович часто приглашал нескольких студентов..., показывал интересные книги, анализировал художественные произведения, смотрел наши эскизы». А рядом — «на жаровне — большая миска с вишневым варением... — весело было».
«СКАЗКА». 1921 г.
Для учеников Бойчука дом на Татарке был не только местом встреч с любимым Учителем и его друзьями, но и аудиторией и рисовальным классом, а иногда — и пристанищем. Об этих замечательных временах на «светлом островке» в беспокойном Киеве вспоминают О. Павленко и М. Юнак.
В тяжелый период начала 1920 годов многим студентам приходилось не только учиться, но и работать. Юнак устроилась в почтовую контору, а с февраля 1922 года — секретарем-машинисткой в Институт пластических искусств. Ректор учебного заведения Иван Врона часто подчеркивал, что у него машинистка «высшей категории и с высшим образованием».
Учебу и работу для «выживания» работящая Маруся сумела соединить с творческим трудом — осенью 1921 года она приняла участие во второй отчетной выставке Академии искусства, представив произведения «Девушка в платке» и «Сказка». Как считает исследовательница творчества художницы Валентина Рубан, можно предположить, что Юнак принимала участие «в оформлении Киевского оперного театра к первым революционным праздникам и Всеукраинскому съезду представителей волостных исполкомов весной 1921 года, а также в создании серии портретов деятелей кооперативного движения для Киевского кооперативного института».
«УКРАИНКИ». 1921 г.
В 1927 году художница завершила обучение в Киевском художественном институте, но диплом защитила только в 1929 году, потому что «вместе с группой старших учеников» выезжала в Одессу, где под руководством профессора Бойчука все работали над росписями санатория на Хаджибеевском лимане. Юнак на торцевой стене клубного зала выполнила портреты Т. Шевченко и И. Франко, «которые вписались в общий ансамбль росписей».
После защиты дипломной работы художница осталась ассистентом профессора в мастерской М. Бойчука.
Впоследствии художницу пригласили к участию в росписях Краснозаводского театра в Харькове. Неизвестно, в каких фресках принимала участие М. Юнак, но это были последние произведения как бойчукистов, так и самой художницы в области монументальной живописи. Через год их всех объявят «врагами народа».
Завершался 1937 год. М. Бойчука и ближайших учеников уже не было в живых, киевляне О. Бизюков, К. Гвоздик, О. Кравченко — репрессированы, А. Иванова, О. Павленко и Е. Сахновская — в Москве, С. Колос в Ленинграде, остальные — неизвестно где...
В марте 1947 года, с помощью давних друзей, в частности Г. Довженко, она устраивается «художником-автором» в Институт монументальной живописи и скульптуры Академии архитектуры УССР, где создает ряд «станковых» фресок (к монументальным росписям ее, «бойчукистку», все же не допускали) — «Голова девочки» (1948), «Сварщица» (1968), «Заочница» (1969), и эскизы неосуществленных росписей — «Грусть», «Женщина в саду», «Женский портрет» (1968—1972). Однако попытка вступления в Союз художников УССР завершилась крахом: «бойчукистке» М. Юнак отказали с иезуитской хитростью — из-за «отсутствия монументальных работ».
Художница находит своих давних знакомых, переписывается с подругами А. Ивановой, В. Кутинской и Е. Овсиенко. В этих письмах — воспоминания об Учителе и его учениках, творческие советы, рассказы об отдельных художниках, моральная поддержка друг друга.
«Будьте здоровенькі, Марусечко, смотрите веселей. Выше голову, еще повоюем на этом свете...», — это были слова из последнего письма А. Ивановой, в августе 1972 года она умерла. Смерть старшего товарища, человека, несмотря на тяжелую болезнь, деятельного и до конца верного принципам высокого искусства бойчукизма, тяжело поразила художницу. Так «оборвалась одна из последних крепких нитей, которая долгие годы связывала М. Юнак с прошлым, вселяла в нее веру и оптимизм».
Последней творческой работой художницы, которая принесла ей радость творения, стали четыре метровые фрески «Времена года», выполненные в 1975—1976 гг. на стенах дачного дома ее давней подруги Веры Кутинской в Тарасовке около Киева.
Как писала В. Рубан: «Это были последние работы... в технике фрески, прощание с монументальной живописью..., а по сути, это было прощание с самой жизнью». 1 августа 1977 года Марии Юнак не стало.
Фоторепродукции картин предоставлены автором
Выпуск газеты №:
№46, (2014)Section
В конце «Дня»