Oдухотворенные завещания Павла Ковжуна
Прошло 120 лет со дня рождения выдающегося художника, критика, публициста и арт-менеджера, героя украинских национально-освободительных соревнований3 октября, в день этого юбилея, на странице блогов европейских студий всемирно известной Британской Библиотеки (British Library) опубликована статья, посвященная этой уникальной творческой персоналии. Материал проиллюстрирован избранными репродукциями из изданий, которые хранятся в этой престижной библиотеке. За короткое время публикация была отмечена многими читателями, о чем свидетельствует количество распространений. Таким образом снова вспомнилась Европе былая слава одного из самых ярких представителей украинского художественного модернизма, пылкого популяризатора и продуцента актуальных эстетических идей эпохи, неутомимого энтузиаста культурно-художественной жизни во Львове межвоенного двадцатилетия.
О Павле Ковжуне было немало написано еще при его жизни. Родился 3 октября 1896 г. в с. Костюшки, тогда Овручского уезда Волынской губернии. В 1911 году, когда, по его же словам, почувствовал себя «сознательным украинцем», начал учебу в Киевском художественном училище. Своими педагогами называл, кроме сельского учителя Ф. Панасенко, известных мастеров Н. Мурашко, И. Селезнева, А. Крюгер-Прахову. За четыре года обучения он прошел начальную школу национальной закалки, посещая тайные собрания при участии Г. Хоткевича, Н. Лысенко, П.И. Холодного, И. Стешенко, Л. Жебунева, М. Синицкого, а также редактируя подпольный журнал союза «среднешкольников» (которую тоже возглавлял) «Голос Юнака».
В семнадцать лет Павел Ковжун принял участие в первой совместной выставке украинских деятелей искусства в Полтаве. Тогда увереннее всего он чувствовал себя в графике, интересуясь опытом позднего модерна и новых явлений европейского искусства, в первую очередь футуризмом.
На этой ранней стадии развития стилевых черт графики П. Ковжуна можно было видеть откровенные формальные парафразы из произведений Георгия Нарбута, на то время самого авторитетного графика книги во всей Российской империи. Однако начинающий художник на этом поисковом векторе не останавливается. Он увлекается литовским символистом М.К. Чурленисом, сближается с П. Тычиной, Г. Михайличенко, А. Петрицким, Г. Лисовским, Л. Курбасом, П. Козицким. С поэтом М. Семенко в 1914 году основывает первый в Украине «левый» художественный кружок, планирует поездку в Париж... В 1915 году его мобилизуют в царскую русскую армию, где он проходит курсы прапорщиков, возглавив при этом тайный украинский кружок. Вскоре был мобилизован на фронт, в Карпатах — дважды ранен, после чего возвращается в Киев...
Что было дальше — не обойтись без его же хронологических военных заметок: «З початком революції, яка застала мене на фронті, за українізацію свого полку мав я бути переданий військово-польовому судові. Одначе українізував цілком 26 гарматній корпус, в якім тоді був мій полк; при нім видавав першу військову газетку на румунському фронті п. п. «Козацька думка», якої вийшло понад 30 чисел (тричі тижнево)... Був військовим представником місії від Центральної Ради до Румунії»... В очередной раз, после тяжелой болезни, вернувшись в Киев, Павел Ковжун активизируется на художественном фронте. И опять, между Киевом и фронтом. «Перейшов тифи, повстання, одночасно, як була змога, працював в українській пресі та виконував різні малярські замовлення для війська й уряду. На еміграції я — з дня інтернування українського війська».
Из лагеря для интернированных воинов Армии УНР в Пикуличах в конце 1921 года Павел Ковжун на постоянное место переезжает во Львов. «Разом з іншими мистцями й архітекторами ділю радість перемоги велико-української мистецької культури над провінціяльною галицькою», — напишет он впоследствии, осваивая культурное пространство города. Начал с сотрудничества с местными издательствами, привлекая владельцев к повышению эстетического уровня украинской периодики и книгоиздания. Установив контакты с галицкими деятелями искусства (Н. Голубцом, М. Осинчуком, М. Федюком, О. Кульчицкой, И. Крушельницким и др.), он инициирует основание в 1922 году Кружка деятелей украинского искусства (KДУИ). Вместе с местными художниками и коллегами-надднепрянцами Павел Ковжун старается сделать более динамичной выставочная жизнь Львова. Он сам взял на себя ношу менеджера разных организационных мероприятий.
Его графические произведения на первых выставках кружка поразили посетителей масштабом формально-пластических изысков, которыми жил автор, ставя себе цель синтезировать национальную традицию с ведущими течениями европейского модернизма... В дальнейшем неутомимый волынянин только наращивал свою активность.
Один только послужной список созданного Павлом Ковжуном во Львове за неполных два десятилетия занял бы много места. К нему, несомненно, следовало добавить и перечень из более чем 100 позиций публикаций в книгах и периодике, материалы рефератов, прочитанных в Берлине в конце 1930-х годов, десяток расписанных (в соавторстве) храмов. Одной из наибольших его заслуг было организационное скрепление Ассоциации Независимых Украинских Мастеров (АНУМ) — наиболее деятельной и форматной профессиональной организации художников общенационального уровня в первой половине XX в.
Именно благодаря Павлу Ковжуну в 1930-е годы современная украинская графика триумфально завоевала симпатии зрителей в больших европейских городах — Праге, Берлине, Риме. Именно благодаря большому международному авторитету Ковжуна репродукции украинской графики попадали на страницы наиболее престижных профессиональных органов — польского журнала Grafika, чехословацкого журнала Hollar, немецкого ежемесячника Gebrauchsgraphik.
На сегодняшний день его графические жемчужины восхищают исследователей высоким авторским стилем, в котором встретились новейшие явления искусства и отголоски национальной необарокковой традиции. Смерть 15 мая 1939 года прервала яркий творческий путь Павла Максимовича Ковжуна на 43-м году жизни от обычного воспаления легких, на самом же деле — от физического истощения на всех направлениях своей творческой и общественно-культурной деятельности. Оставил после себя большой пример Украинца и Европейца. А еще — всемогущий огонь и страсть.
Выпуск газеты №:
№195-196, (2016)Section
В конце «Дня»