От Сибири до Полесья
Творческий портрет художника-монументалиста Григория Довженко
Грицько Довженко родился 22 апреля 1899 года в живописном селе Полтавка на Николаевщине. По окончании местного земского училища в 1913 году четырнадцатилетний юноша вместе с родителями переезжает в Акмолинскую область в Сибири. Увлечение рисованием привело его на Курсы красных искусств, где в 1916—1917 годах он учился у Ю. Куртукова и В. Волкова и впервые познакомился с техникой масляной живописи в духе реалистической школы «передвижников».
Осенью 1921 года семья Довженко вернулась в Украину — в село Баштанка. В следующем году Григорий поступает в Художественный институт в Одессе, где учится в мастерской профессора Д. Крайнева. На третьем курсе он переходит на факультет монументально-прикладного искусства в мастерскую профессора Г. Комара — опытного мастера-монументалиста, который ориентировался на искусство итальянского Ренессанса. Неоднократно посещая Киев, Довженко знакомится с творческой практикой монументальной мастерской профессора
М. Бойчука, налаживает дружеские отношения со студентами-монументалистами Киевского художественного института. Разделяя теоретические установки бойчукистов относительно «развития монументального и разных форм производственного декоративно-прикладного искусства», он оказывается в кругу единомышленников и в 1925 году вступает в АРИУ.
Одержав победу в конкурсе эскизов, молодой художник, вместе с профессором Г. Комаром, принял участие в расписывании Восточной торговой палаты в Одессе (1927). Орнаментально-декоративные композиции и восемь сюжетных панно были выполнены в технике яичной темперы по сухому тиньку. Графическая четкость фигур выделялись красочной колористикой украинского народного искусства, удачно соединенной с ритмикой восточной миниатюры.
«МУЗА ТАРАСА ШЕВЧЕНКО». 1953 г.
Летом 1928 года, вместе с группой студентов-выпускников ОХИ, Григорий Довженко был приглашен для выполнения монументальных росписей Крестьянского санатория на Хаджибейском лимане. Знакомство с М. Бойчуком и группой его учеников — Н. Рокицким, А. Ивановой, М. Юнак, К. Гвоздиком, М. Шехтманом, О.Бизюковым — имело значительное влияние на молодого художника. Как вспоминал позже художник, крестьяне, впервые зайдя в новый санаторий, восхищались: «Красиво, как в церкви!».
По окончании института (1928) Г. Довженко работает художником на Первой Государственной кинофабрике в Одессе, где знакомится с выдающимися мастерами украинского кино — Александром Довженко и Иваном Кавалеридзе. В 1930 году художника приглашают на преподавательскую работу в Киев — проводить занятия по рисунку и живописи на архитектурном факультете КХИ. Однако политические обстоятельства и напряженная педагогически-творческая атмосфера в вузе негативно повлияли на художника — в 1936 году он был уволен с занимаемой должности.
Эвакуированный в Таджикистан в первые дни войны, в 1945 году художник возвращается в Киев и начинает работать в новосозданном Институте монументальной живописи и скульптуры при Академии архитектуры УССР, где «разрабатывает вопрос синтеза искусств». Он становится автором изобретения резьбы по сырому тиньку с росписями на основе полихлорвиниловых синтетических смол, в то же время выступает за восстановление техники темперной фресковой росписи и мозаики. Поэтому конец 1940-х — 1950-е годы становятся годами полной отдачи художника монументальному искусству.
«ЖЕНЩИНА ИДЕТ ПО ПОЛЮ». 1930 г.
Под воздействием давних друзей, в частности С. Колоса, И. Вроны, А. Кравченко, О. Бизюкова, с которыми Г. Довженко возобновил дружественные творческие связи в конце 1960-х—1970-х годах, художник обращается к темам национального прошлого. Так появляются мозаичные и фресковые образы времен Киевской Руси и Хмельнитчины. Среди произведений этих лет выделяется мозаичная композиция «Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбидь» на фасаде кинотеатра «Ровесник» в Киеве (1971), в которой художнику удалось показать оптически-колористические возможности смальты — любимого материала древнеукраинских мастеров. А в мастерской художника, по сторонам станковых произведений — (портретов людей искусства, пейзажей и натюрмортов) на рабочем столе — «нарисованные для себя» миниатюрные фрески и эскизы-зарисовки, которые удивительно напоминают живописную манеру друзей-бойчукистов 1920-х годов...
Григория Авксентиевича не стало за день до дня рождения — 21 апреля 1980 года. Его творческое наследие зрители имели возможность оценить на посмертной персональной выставке 1983 года, организованной родственниками и друзьями художника. Я же в последний раз видел эти «жемчужины» бойчуковского стиля пару лет назад в квартире-мастерской дочери художника на Жилянской в Киеве. Но Леси Довженко уже тоже не стало...
Фоторепродукции картин предоставлены автором
Выпуск газеты №:
№97, (2014)Section
В конце «Дня»