Перейти к основному содержанию

Поэма Канева

Репортаж с автопробега «Дорога в Крым: проблемы и перспективы»
02 июля, 00:00

(Продолжение. Начало в номерах «Дня» за 8, 18 и 25 июня)

ШОУ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Въезжаем на площадку перед лестницей, ведущей к памятнику и музею Тараса Шевченко на Чернечей горе в Каневе.

Тут нас официально встречает бодрый хор в национальных костюмах. Только гармонист был в цивильном прикиде и шпионских черных очках.

С другой стороны площадки, где полукругом выстроилась автоколонна, выступали неофициальные артисты — циркачи. Мужчина и женщина. Он — в гуцульской овечьей жилетке и папахе, она — в черно-белом трико. Артистка, будто ласточка, крутилась в кольце, подвешенном на дереве. Он — ходил по канату, натянутому между акациями. Артист был несколько нетрезв, поэтому ему не сразу удалось оседлать канат, но, тем не менее, он даже стал жонглировать на нем булавами.

У нее довольно жесткое лицо. У него — размытое и какое- то беззащитное. На фоне ярко- синего Днепра эти загорелые «бродячие артисты» выглядели очень экзотично. Родом они оказались из Черкасс. Глядя на фотоаппараты и логотипы изданий на блейзерах, после очередного номера они вдруг стали жаловаться, что год назад у них убили дочь-студентку. Что до сих пор им толком неизвестны обстоятельства. Нашли ее в реке.

Артисты опять вернулись к выступлению. Их мини-концерт приобрел трагический оттенок. Было что-то безнадежное в этом окольцованном верчении. Как будто сама надежда, словно белка в колесе, крутилась внутри обруча. И мужчина, уловив этот ритм безысходности, вновь зашагал нетвердой походкой по натянутому канату судьбы. Шоу продолжается. Парад алле! А на фоне этой пары магический Днепр подмигивал издалека солнечными бликами.

ЧЕМПИОН СРЕДИ ПЕЙЗАЖЕЙ

Поднимаемся по лестнице на Чернечу гору. Кругом огромные деревья, высота метров пятнадцать-двадцать. Кажется непонятным, как эта парадная лестница могла очутиться среди джунглей?

Каменный Тарас Григорьевич, заложив руки за спину, свысока глядел на очередных гостей, явившихся почтить его память. После торжественной речи участники автопробега возложили цветы к могиле национального гения.

Наверное, Каневская панорама — самое красивое место Днепра. Каким-то чудесным образом река сочетается здесь с рвущимся к небу лиственным лесом, чей буйный нрав должным образом укрощен садовниками. Они сделали все, чтобы ухоженность не была излишней, как в Версальском парке, где, сдается, даже птицы подстрижены. Здесь природе мудро оставлена ее первозданность.

Вид с Тарасовой горы в хит параде отечественных пейзажей по праву занимает первое место. Он хорош, как абсолютно готовая картина какого-нибудь художника-передвижника. А может, и самого Шевченко, который достаточно умело сочетал в своих пейзажах духовное и земное.

Может кому-то эта панорама покажется излишне сентиментальной, но на свете не так много мест, где можно просто стоять и умиляться. В этом пейзаже рифмовалось все: холм, вода, облака, деревья.

Поэтому было совершенно уместно после получения такой дозы природной поэзии посещение реконструированной хаты Великого Кобзаря.

ЗЕЛЕНЫЙ СОН

Вокруг этого домика трава сияла изумрудным, зеленым светом. Свежескошенная трава была и внутри домика поэта, она давала сильный пряный запах. Воздух, настоянный на травах, околдовывал сладким ароматом лета. Чудилось здесь все погружено в зеленый сон.

В одной из комнат была воспроизведена реальная обстановка Шевченковой хаты. В уютной, крошечной комнатке находилась икона, рушники и два портрета Тараса Григорьевича. На столе стояла кобза. Из- за нее-то между журналистами и экскурсоводом разгорелась дискуссия: умел ли Великий Кобзарь играть на инструменте или нет?

Оказалось, спорный вопрос. Не имеющий множества документальных подтверждений. Экскурсовод настаивала, что Шевченко исполнял кое-какие свои творения под музыкальное сопровождение. Если это так, то ко всем величаниям Шевченко можно добавить и — украинский Гомер.

Не буду спорить, но, кажется, что в этом месте между небом и землей, березы натянуты, словно струны. И прикасаясь к ним, кто-то извлекает чарующую мелодию, которая заполняет клеточки наших душ до краев. То ли это поэт, то ли сам Бог...

Спускаемся обратно. Один из журналистов напоследок попросил сфотографировать себя на фоне памятника Тарасу Григорьевичу с репликой: «Пригодится, если стану кандидатом в депутаты...»

Перед лестницей какой-то художник, лепящий свои произведения из гипса, как раз затронул тему власти. Кроме профилей Шевченко он предлагал потенциальным покупателям анфасы Ленина и Сталина. Для тех же, кто бы равнодушен к политике, у него имелись эротические наборы нимф. Широкий ассортимент.

ПОТОП И РЫБАЛКА

Мчимся вдоль Кременчугского водохранилища. Космическая красотища! Небеса, в пенных облачных разводах, напоминают море. Одно море внизу — другое, как его отражение, сверху. Наше Dаewoo «Дня» летящей серебряной рыбой несется между двумя этими стихиями: водной и воздушной. Машина, словно игрушечная, движется на ниточках солнечных лучей...

Володя стал сокрушаться по поводу затопления плодороднейших земель из-за плотины:

— Это ж сколько деревень на дне! Ужас! Сколько гектаров урожайных полей!

После паузы.

— Я бы здесь порыбачил! С компанией бы сюда. Особенно вон в тот заливчик...

— А как же деревни? — спрашиваю.

— Им уже не помочь. Хотя, говорят, есть проекты, предусматривающие спуск этой воды.

— Как же ты тогда порыбачишь? — допытываюсь.

— Надо торопиться, — мудро решил Сонюк, в котором сочувствие предкам и жажда порыбачить слились воедино.

День закончился в санатории, где в торжественной обстановке Валерий Цыбух, председатель Государственной туристической администрации Украины, призвал журналистов своим пером способствовать развитию туризма в стране. Что мы и делаем.

Читайте продолжение в следующем номере (Генеральные спонсоры автопробега — «Страховая группа ТАС», «Бош», «Нефтегаз Украины»)

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать