Я видела, тогда, кто клонился ниже всего, того топтали люди и лошади.
Леся Украинка, украинская писательница, переводчица, фольклористка, культурная деятельница

Провидица Кассандра...

в творческой судьбе Стефании Шабатуры
4 ноября, 2016 - 11:00

Рано утром 12 января 1972 года в небольшую квартирку львовской художницы Стефании Шабатури ворвалась группа мужчин с «кагебистскими корочками» для проведения обыска, как свидетеля по делу Вячеслава Чорновила. Обвиняемая в распространении самиздата, в частности, машинописного сборника В. Стуса «Веселий цвинтар», была арестована.

На основании архивных материалов Службы Безопасности Украины, которые проработала молодой историк Ольга Игнатенко, ведение уголовного дела было поручено старшему следователю УКГБ по Днепропетровской области лейтенанту Александру Похилу. Кроме рукописных и машинописных материалов, найденных во время обыска, следователя заинтересовали два гобелена художницы, — «Кассандра» и «Леся Украинка», которые перед этим были сфотографированы американской гражданкой Натальей Пилипюк для института модерного искусства в Чикаго.

24 февраля по распоряжению следователя эти гобелены были изъяты (правда, потом их вернули), как произведения, содержащие «элементы национализма» и приложенные к делу. Искали скрытый идеологический смысл «националистического характера» в замысле произведений, высматривали сине-желтые цветовые сочетания гобеленовой цветовой декоративной гаммы. По «Делу № 203» — «антисоветская клеветническая деятельность» — были допрошены художники Э. Мисько, К. Звиринский, О. Минько, А. Бокотей и другие.

«ЛЕСЯ УКРАИНКА»

 

С вопросом следователя — какую идею вложила С. Шабатура в композицию произведения «Кассандра», — 7 апреля 1972 года для анализа гобелена, где тема гибели Трои была трактована как символ измены и подступа, была назначена искусствоведческая экспертиза, которую проводили преподаватели ЛДИПДМ, —  художники — доцент Е. Арофикин, доцент Д. Довбошинский и искусствовед — ст. преподаватель В. Овсийчук.

Невзирая на достаточно объективную и сдержанную рецензию, произведения Стефании Шабатуры, которой на то время исполнилось 33 года, следователями КГБ было признано «идеологически вредным». И 13 июля 1972 года по статье 62 часть 1 УК УССР художница была осуждена на 5 лет заключения в лагерях строгого режима и 3 года ссылки. Срок наказания отбывала в женском концлагере в Мордовской АССР, ссылку — в селе Макушино Курганской области.

Родилась Стефания Шабатура 5 ноября 1938 года в селе Иване-Золотое Залещицкого района на Тернопольщине. Имея незаурядные способности к рисованию, окончила художественное училище, а затем — в 1967 году — отдел художественного текстиля Львовского института прикладного и декоративного искусства. Ее первая творческая работа «Ходить Довбуш молоденький», трактованная в манере плоскостного этнографического декоративизма, принесла ей признание. Проектировала и ткала гобелены, которые экспонировались на многочисленных художественных выставках: «На Ивана Купала», «Иван Котляревский», «Давид Гурамишвили. Писатели Украины — писателям Грузии». Активно участвовала в деятельности львовского Клуба творческой молодежи «Пролісок», где с единомышленниками возродили традицию Рождественских вертепов. В 1969 году была принята в Союз художников Украины.

«КАССАНДРА»

В то же время Стефания Шабатура стала вместе с Ириной Калинец «зачинателем диссидентского движения» во Львове. Наряду с поэтом Игорем Калинцем, литератором Михаилом Осадчим, искусствоведом Богданом Горинем, художниками Иваном Остафийчуком, Владимиром Федько, Богданом Романцом, Иваном Козликом активно заинтересовались украинским искусством 20—30-х годов,  общались с учениками репрессированного советским режимом основоположника «украинского монументализма» профессора Михаила Бойчука — Ярославой Музыкой и Охримом Кравченко.

n В своем творчестве Стефания Шабатура старалась проявить себя и противопоставить той ползущей тоталитарной системе, которая пришла на место «хрущевской оттепели». Когда «художники социалистического реализма» фантазировали над героически-помпезными образами сталеваров и доярок, она старалась создавать искусство, основываясь на монументально-образный опыт художников 20—30-х годов, привнося национальную и в то же время стилизованно-плоскостную черту, присущую европейскому авангарду начала ХХ века.

«ВАТРА»

Знаковыми в творческой и личной жизни художницы стали гобелены «Кассандра», «Леся Украинка» и «Ватра», круто изменившие судьбу в 1972 году.

Состоящая из трех частей, композиция гобелена «Кассандра. Проснись, Троя! Смерть идет на Тебя» поражает своей экспрессивностью и лаконичной монументальностью. В центре — провидица Кассандра на фоне апокалипсиса боя, трактованная как Богородица-Оранта, которая стремится защитить свой народ от змеиного нашествия. Внизу — казак Эней, поддерживающий «раненого друга», который отошел в вечность. В верхней — свирепое чудовище — враг, с саблей и кандалами, стремящийся убить, взять в плен, отдать в рабство. Учитывая специфику декоративного искусства тканого гобелена и в то же время монументальность созданного образа, произведение воспринималось несколько иначе, чем натуралистические ковры «соцреализма» и, конечно, «критиков в штатском» шокировало.

...2 декабря 1979 года закончился срок ссылки, и Стефания Шабатура вернулась во Львов. Как член Украинской Хельсинской группы, к которой примкнула еще в ссылке, находилась под административным присмотром. И в то же время активно занялась творческим трудом, ведь во времена заключения КГБ изъял и уничтожил 70 экслибрисов и более 150 рисунков. Акварельные рисунки, герданы и силянки, тканые гобелены и покрывала заполнили стены ее мастерской.

С конца 1980-х годов мастерица стала активисткой львовских организаций Мемориала, Народного Руха Украины, принимала участие в борьбе за возрождение репрессированной Украинской греко-католической церкви. В течение 1990 — 1995 годов была депутатом І демократического созыва Львовского  городского совета, который на сессии 3 апреля 1990 года принял решение о поднятии сине-желтого флага на здании городской ратуши. Флаг торжественно подняли депутаты Зеновий Саляк, Евгений Шморгун и Стефания Шабатура. В 1991 году художница стала председателем возобновленного Марийского общества милосердия.

В последние годы, невзирая на проблемы со здоровьем, Стефания Шабатура выезжала на ткацкие пленэры в Яворов на Косовщине, взяла под опеку Марийскую дружину, на улице Русской, обеспечивала спонсорские средства на ремонт церкви Стретения Господнего, прихожанкой которой была. Скромная в жизни и последовательная в работе, она никогда ничего не просила для себя лично. После тяжелой болезни, 17 декабря 2014 года шестидесятницы Стефании Шабатуры не стало.

Ярослав КРАВЧЕНКО, профессор. Фоторепродукции картин предоставлены автором
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ