Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ребусы наивно-мудрой живописи

В Кировограде открылась выставка, посвященная творчеству Андрея Липатова
16 декабря, 00:00

Когда моя душа боится петь, я открываю альбом произведений Андрея Липатова, погружаясь в иронический мир непредсказуемой наивности. В дни оранжевой революции Андрей топтался на холодной площади родного сердцу старого Елисаветграда — Кировограда, разливая людям приобретенный за собственные деньги чай. В надежде, что, возможно, теперь наступит время, когда государство полюбит его и всех других художников, поэтов, музыкантов и просто талантливых хороших людей, которые стоят за базарными прилавками и за школьными досками, всех этих потенциальных эмигрантов из цветущей, плодородной, певческой страны. А когда не получилось, как предполагалось, он подумал: «Ничего, как-то в другой раз...» — взял кисти и опять стал рисовать.

С удивительным украинским художником Андреем Липатовым я познакомился приблизительно в 1999 г., когда организовывалась его персональная выставка в Художественно-мемориальном музее А. Осмеркина. Что я знал о нем? Что он родился в 1960 г. в Коломне Московской области (Россия) в семье военнослужащего. С 1966-го живет в Украине, в Кировограде. Окончил Кировоградский институт сельскохозяйственного машиностроения (1980 г.), по специальности — инженер-механик. По окончании института Андрей работал инженером-конструктором на заводе «Гидросила». Еще в институте увлекся карикатурой, печатался в периодической прессе. Постепенно начал заниматься живописью. С 1993 года полностью посвятил себя любимому делу. В 1998 году Липатов стал членом Национального союза мастеров народного искусства.

Передо мной стоял высокий, широкоплечий мужчина с удивительно яркой, чистой, солнечной улыбкой. Его движения чем-то напоминали кошачью поступь, когда впервые входит в новый дом. Странный мужчина, подумалось тогда. Он действительно был несколько странный, как для художника нашего времени. Скромный, непритязательный, немногословный, аккуратный, разговор вел с достоинством и уважением к собеседнику. Одним словом, передо мной стоял интеллигент европейского образца. Потом я увидел эти черты и в его произведениях. Парадоксальная смесь иронического шаржа, народной картины и анимационного миропонимания, «гоголевщины» и восточноевропейской эстетики, наподобие Генералича или Лацковича, создавала то же впечатление игривой чистоты, солнечности. Это была открытость, присущая классическому наиву.

Иногда внешне бурлескные, но внутренне сдержанные композиции Липатова напоминали картины Екатерины Билокур. Конечно, не по манере письма или сюжету, а скорее — по желанию окультуривания территории своего художественного пространства. Андрей органично совмещал художническое и ремесленное, в общих чертах философское и сугубо личностное. Его Украина — это его Город, насыщенный литературным фольклором, мифотворчеством прошлой и современной культуры предместья. Его Вселенная простирается от Сковороды, Рабле и Гауфа до иронической, ностальгической ноты эпохи механики с «Мастером корабля» Юрия Яновского, с боем часов на старой ратуше, радостями человечества от первых полетов дирижабля, кручения колеса веломашины, гудения паровой турбины...

В его отношении к творчеству мягкость характера, доброта сердца совмещались с целенаправленностью художника. В 2002 г. он стал призером Международного арт-конкурса в Иокогаме (Япония), в 2007-м — победителем XII Салона Деогенес Таборда в Буэнос-Айресе (Аргентина). Липатов принимал участие в IV Биеннале наивного искусства в г. Андерсе (Франция), 2006 г.; II Международном фестивале наивного искусства «Фестнаив», Москва (Россия), 2007 г.; III Международном плэнере наивного искусства, Гуменне (Словакия), 2007 г.; III и IV Фестивале наивного искусства Верней на Арви (Франция), 2007, 2008 гг.; Бирмингемской арт-ярмарке, Бирмингем (Великобритания), 2008 г. Его произведения находятся в музейных собраниях Художественно-мемориального музея А.А. Осмеркина (Кировоград), областных художественных музеев (Черкасс и Кировограда), Музее наивного искусства (Москва, Россия), Музее наивного искусства (Беро, Франция), Вихорлатском музее (Гуменне, Словакия), Фонде культуры Volpe Stressens (Буэнос-Айрес, Аргентина) и многочисленных частных коллекциях России, США, Канады, Великобритании, Франции, Италии, стран Балтии. Но для Украины творчество этого художника пока еще фактически Terra incognitа, как, кстати, и большинства современных мастеров этого направления.

Говорят, что художественный мир невещественный. Нет, он даже реалистичнее, чем сама жизнь! Ну, казалось бы, что может быть особенного в стеклянных банках с солениями, кухонной доске с двумя кусками мяса, лавровом листочке, перечнице и зубке чеснока, или ботинках на высокой платформе, настольной лампе и «вертушке» для пластинок? Но художник увидел у них отголосок времени, он помнил это время и воспроизвел, остановив в пространстве, одномоментно превратив его в гармоничную составляющую своего собственного мира, где море шумит бесшумно, а накатывающаяся одиночная волна с веселым плеском останавливается где-то в океане космоса, не причиняя никакого вреда, где комнаты насыщены синим, желтым и розовым светом, а белые люстры спускаются к мягким креслам и музыка «Битлз» смешивается с душистым дыханием чашечки только что сваренного свежемолотого кофе.

Свои картины Андрей называл «картинками». Возможно, для него они были лишь малой, выраженной частью его большой творческой жизни. Для меня его картины, как привет из детства, как поздравительные открытки, которые стоят рядом со светом елочных украшений, первым снегом за окном, первым увиденным подснежником, запахом душистого маминого пирога, цветом вишни — тем, что мы означаем словом Чудо. Его произведения рожают чудо душевной радости. Он один из верных жизни, он утверждает, что она вовсе не такая уж монотонно-страшная, как ее показывают с экранов телевизоров, страниц газет, неуплаченных квитанций за коммунальные услуги, дверей чиновничьих кабинетов. «Мафия бессмертна» — в его картине это звучит иронически смешно, он знал — все мы смертные. Все когда-то заканчивается, бессмертной остается лишь душа.

Андрей Липатов рано ушел из жизни, в расцвете таланта (ему еще не исполнились 49). Это случилось 13 января 2010 г. Но он оставил нам в наследство свои работы, которые в настоящее время с успехом экспонируются в музеях. На его картины хочется смотреть снова и снова, разглядывать знакомые-незнакомые лица, искать ответы на ребусы его наивного, но доброго и мудрого искусства.

Р.S. Работы художника сегодня можно увидеть на вернисаже, открывшемся на этой неделе в Кировоградской областной научной библиотеке (отдел искусств).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать