Смысл жизни по Опанасу Залывахе
В этом году художнику-шестидесятнику исполнилось бы 85. Украина до сих пор не имеет музея этого художника
Опанас Залываха родился 26 ноября 1925 года в селе Гусинке на Харьковщине. Его детство прошло на Дальнем Востоке. Там Опанас закончил школу. Дальше был Ленинградский государственный институт живописи им. Репина. В 1957 году молодой художник приехал на практику в райцентр Косив на Ивано-Франковщине. А четыре года спустя поселился там навсегда.
В 1961 году через несколько дней после открытия первой персональной выставки Опанаса Залывахи по указанию секретаря областного комитета Компартии ее закрыли. Причина: «упадочнические настроения выставки».
«Упадочнические настроения выставки» — это, очевидно, сочетание модернистской образности и традиций народного искусства. Именно эти характерные для творчества художника черты были воплощены им и в известном шевченковском витраже-триптихе, который стал художественным символом шестидесятников. В 1964 году к юбилею Тараса Шевченко Опанас Залываха вместе с Аллой Горской, Людмилой Семыкиной, Галиной Зубченко, Галиной Севрук создал витраж для тогда Киевского государственного университета им. Тараса Шевченко (кстати, в газете «День» № 4-5 от 14 января 2011 года есть публикация об Алле Горской в связи с 40-летием со дня гибели художницы-шестидесятницы). Впрочем, как известно, он был уничтожен по распоряжению партийного руководства, которое дало начало очередной волне репрессий против украинской интеллигенции. Именно эта работа и оказалась едва ли не самым известным произведением Опанаса Залывахи. После уничтожения витража художник был приговорен к заключению в лагерях строгого режима в Мордовии на долгих пять лет за антисоветскую националистическую деятельность. Там ему пришлось работать грузчиком, затем кочегаром. Рисовал в свободное от работы время, однако вскоре у него конфисковали даже краски.
В последние годы жизни Опанас Иванович не продавал свои картины, надеялся, что откроет музей. В 1995 году Опанас Залываха стал лауреатом Шевченковской премии. Жил художник в Ивано-Франковске с женой Дарией, племянницей Степана Бандеры. Пользовался уважением среди украинских мастеров, немало художников столицы Прикарпатья считают его своим учителем. Среди них, в частности, ивано-франковский художник Богдан БРЫНСКИЙ:
— Опанас Залываха — феноменальная личность, — говорит пан Богдан в комментарии «Дню». — Он родился на Слобожанщине, вырос на другом конце света, на Дальнем Востоке, выучился на живописца в Питере, долго работал в Киеве, а поселился здесь, в Ивано-Франковске. Я сказал: «выучился на художника», но так говорить, наверное, не очень корректно, потому что Опанас Залываха был художником от Бога, более того, он был нашим «национальным» художником по наитию свыше. Ведь национальный дух был доминантным и приоритетным на каждом этапе его жизни. Не пафосным и показным, а глубоким и осознанным. Когда я, бывало, спрашивал, откуда он черпает образы для произведений, отвечал, что как будто видит их. Ничего не выдумывает, а изображает лишь то, что улавливает его зрение.
— Не так давно были, так сказать, «открыты» забытые шедевры Опанаса Залывахи, которые почти десять лет считались утерянными. Расскажите, пожалуйста, что это за произведения?
— В декабре 2009 года давние друзья и приверженцы творчества Опанаса Залывахи собрались в художественной галерее «Цмок» в Ивано-Франковске, чтобы почтить его память и в который раз привлечь внимание общественных и творческих кругов к личности мастера. И именно тогда были представлены найденные керамические работы Опанаса Залывахи, которые относятся к малой пластике из серии декоративных работ. В свое время они украшали кафе «Медивня» в Ивано-Франковске. Долгое время эта керамика покрывалась пылью на чердаке пивной, а новый владелец любезно согласился передать эти произведения мне. Я их реставрировал, и таким образом, они обрели новую жизнь. К сожалению, в Украине до сих пор нет музея Опанаса Залывахи, где эту, без преувеличения, сказочную скульптуру можно было бы выставить в постоянной экспозиции. Думаю, основание музея Опанаса Залывахи еще впереди...»
«Опанас был абсолютным художником, но, в то же время, толерантным, несмотря на распространенное сегодня мнение о художественной богеме, — вспоминает жена художника Дария ЗАЛЫВАХА. — Он был чрезвычайно человечным и никогда никого не осуждал. Даже тех, кто его посадил. Ни одного плохого слова о них я не услышала. В Опанасовых произведениях очень много символического. Я и до сих пор замечаю новые элементы на полотнах, которые давно уже у меня перед глазами. У Опанаса очень много было в работах образов Мадонны-матери. Часто он изображал ее как украинскую женщину. Например, на том же эскизе к известному университетскому витражу. Я думаю, что этому образу актуальности не занимать, он вечен».
Давний знакомый Опанаса Залывахи, в настоящее время депутат Ивано-Франковской облгосадминистрации Зиновий Шкутяк вспоминает о художнике:
— Знаете, Опанас часто повторял: «Проживи один раз так, чтобы дважды не хотелось». И мне видится, что в этом есть смысл, в этом — весь Залываха, — говорит пан Шкутяк. — Человек при жизни должен выложиться так, чтобы было понятно: этот человек действительно жил. В чудом уцелевших найденных несколько лет назад чудных керамических образах под авторством Опанаса в стиле Франкового «Захара Беркута», как и во всех его произведениях, будущие поколения будут черпать вдохновение и бесценный духовный опыт. Конечно, жителям Ивано-Франковска очень хотелось бы видеть эти найденные произведения в надлежащем состоянии и в подобающем им месте — музее Опанаса Залывахи. А для его основания нам нужны как согласие семьи художника, так и сотрудничество общественности и власти».
Со времени презентации найденных скульптур Опанаса Залывахи, прошло более года. Музея художника до сих пор не существует. Жена художника говорит, что это мог бы быть музей-усадьба, тем более, что помещение для этого есть — дом, где жил и работал Опанас Залываха. А сейчас произведения художника ожидают своего времени...
Выпуск газеты №:
№34, (2011)Section
В конце «Дня»