Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Тысяча и один герой

Художник Илья Угнивенко — о том, почему в иллюстрации атмосфера важнее персонажа
10 августа, 17:51

Несколько сотен чудаков — кто-то в скафандре, кто-то с ветками вместо волос или компьютером вместо головы — собрались в центре Киева, озорничают и отрываются. Столичных аборигенов они игнорируют — скажите спасибо, что не захватили какой-то жилой дом.

Так мог начинаться несерьезный рассказ в жанре фантастики, но речь идет о графическом панно художника Ильи Угнивенко — он создал его во время своей выставки в пространстве Orthodox, организованной клубом иллюстраторов Pictoric. С одной стороны, в этой работе нет главного героя, а с другой, каждое существо может вдруг им стать — если история, происходящая с ним на этом почти восьмиметровом ватмане, зацепит ваше внимание.

Для контекста — Илья Угнивенко принимает участие во всеукраинских и международных выставках, проводит воркшопы по иллюстрации, преподает в столичной детской художественной школе №9. Мы пришли в гости к художнику, когда он завершал панно, и расспросили, где находит своих персонажей. Далее — прямая речь Ильи Угнивенко.

ЛЕЙТМОТИВ ЗАВИСИТ ОТ НАСТРОЕНИЯ

— На выставке в Orthodox я показал в блокнотах своих персонажей, которых нарисовал с нуля. Они нигде не использовались, это мое личное. Решил «поддержать» их таким себе перформансом, живой выставкой, которая постоянно меняется, — то есть, рисуя панно. Идея взята еще с первого фестиваля Kyiv Comic Con, где я разрисовывал трехметровый баннер. Только там я просто брал персонажей из своих блокнотов, а здесь придумываю их на ходу. Меняется настроение — и меняются основные мотивы в работах. В одной части панно персонажи расположены неравными линиями. А на второй стенке они размещены тремя рядами, как будто идут толпой, появилась систематичность. Я этим пресытился и на третьей стенке сделал центральную композицию.

Не готовил композицию всего панно заранее. Во-первых, так мне интересно рисовать. Во-вторых, людям интересно наблюдать, как развивается сюжет. К тому же главными на выставке являются работы в рамках, и сюжет на большом панно из-за них будет разрушаться. Чтобы не отвлекать внимание людей от работ в рамках, на панно я создаю ковровую композицию — здесь нет главного или второстепенного, все одинаковое по значимости. Мы как будто погружаемся в этот мир и блуждаем в нем.

УСПОКОИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

— В центре третьей стенки нарисован большой дедушка-дерево. Это такое себе буддоподобное существо. В данном случае это старец, но такой характер может олицетворять любой персонаж, который обладает максимальным покоем и возвышается над другими. Такой нерушимый образ иногда удобно просто рисовать для себя, для собственного комфортного состояния, чтобы остановить мысли. Вообще этот персонаж со мной уже несколько лет — периодически рисую его в разных вариантах. Такой образ мудреца, который хранит между ладонями какой-то огонь или держит чашу с каким-то смыслом.

В моих блокнотах также есть персонажи, из которых, наоборот, вода выливается. Они льют воду, потому что не могут сказать что-то умное. Это карикатура на мудрецов, которые якобы становятся буддами.

ГЕРОЙ В ПЯТНЫШКЕ КРАСКИ

— Персонажам на выставке где-то год, все это время они «лежали» в блокноте. Вот, например, этот парень, один из главных героев. Многие персонажи, и этот в частности, приходят с палитры. Нарезаю подборку пейзажей из пятен краски, и некоторые перерастают в персонажей — в зависимости от того, что я найду. Вот, здесь присутствуют рыбы, популярная у меня тема, а здесь — старик с красной бородой (показывает подборку разноцветных бумажек в блокноте. — Авт.). Иногда дублирую образ карандашом, чтобы не забыть, что именно я увидел в пятнах.

Группа из трех персонажей на первой стене объединена историей. Они — из одной палитры. У меня мысль сразу работает в плоскости какой-то истории. Здесь есть главный персонаж, помощник и антагонист. Рядом — еще одна группа персонажей. Другая палитра, другое настроение и другой блокнот, и они очень мрачные. А есть единичные персонажи. Я рассказываю ученикам о придумывании образов и работе с формами. И пока это делаю, рисую мелкие схемы. Часто эти схемы подходят для использования в будущем. И вот один из персонажей на выставке родился только потому, что я объяснял кому-то, как работать с формой.

...И НА ПОЛУ В МЕТРО

— Иногда сюжеты рождаются сами по себе. Как-то вспомнил иллюстрации из букваря, нарисовал в такой стилистике мальчика, только дополнил образ стимпанкивскими железными руками (стимпанк — подвид фантастики, когда действие происходит в мире, где распространены технологии паровых машин. — Авт.). Потом подумал — нужно дать этому парню какую-то реплику. Вот он и говорит: «А потом я захвачу планету!» Так, шутя, появился этот герой, а впоследствии к нему добавилась девочка.

Некоторых персонажей нахожу в каких-то потеках, потертостях на полу в метро. Иногда они рождаются из эскизов, но тогда получаются скорее социальные карикатуры.

ЖИЗНЬ, ПОДСМОТРЕННАЯ НА ОСТАНОВКЕ

— На мой взгляд, в иллюстрации персонаж не является главным. Главное — атмосфера. Если атмосферы нет, ничего не работает. Значительно лучше брать коктейль из иллюстрации и атмосферы и окунать себя в него, жить там вместе с этими персонажами. Но в данном случае, на этой выставке, есть только персонажи. И персонажи на панно — как будто подсмотренная жизнь на остановке. Каждый занимается своим делом, и все ждут какого-то автобуса.

ДЕТСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ

— Преподаю именно у детей. Они приходят в школу в восемь-девять лет, уже насмотревшись мультфильмов, и потому работают немного в стиле клише. В настоящий момент они особенно любят Железного человека и персонажей из «Моего маленького пони». Я использую все возможности, чтобы сломать их стереотипы, чтобы они понимали — можно придумывать персонажей самому. Приходится даже ставить условие: если мы рисуем что-то с помощью фантазии, то не используем то, что уже присутствует в культуре. Детей нужно раскачать. В этом возрасте, мне кажется, они начинают костенеть, слишком много повторять того, что видят вокруг и считают идеалом.

«ЗДЕСЬ НИКТО НЕ БУДЕТ УБИВАТЬ»

— Когда закончу панно, возможно, буду дорисовывать маленькие сюрпризы. «Разбросаю» детские игрушки — хороший мотив, который придает шарму несерьезности. Как будто все персонажи играют во что-то серьезное, даже верят в это, но мы видим, что это лишь игра. Одна знакомая сказала, что эти герои как будто играют в войнушку, но все заканчивается по-хорошему. Никто, даже если имеет много зубов, не будет никого убивать. Разумеется, конец этой истории хороший.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать